Украинский журналист Виталий Портников: в отличие от России, мы никогда не видели, как милиция бьет наших детей, и должны отойти от этого шока

30/11/2013 - 12:43 (по МСК) Павел Лобков

Бойцы спецподразделения украинской милиции «Беркут» жестоко разогнали участников «Евромайдана» в центре Киева. 35 человек задержаны, пятеро из них госпитализированы. «Скорая помощь» увозила их прямо из милиции. На кадрах, снятых в центре Киева несколько часов назад, видно, что «Беркут» действовал жестко, избивая дубинками безоружных людей. Двум сотням демонстрантов удалось укрыться в соборе Михайловского Златоверхого монастыря. Несмотря на это, оппозиция не намерена отказываться от своих планов. На полдень воскресенья назначен народный сход. На связи со студией ДОЖДЯ – украинский публицист и телеведущий Виталий Портников.

Лобков: Что вы ожидаете от завтрашнего вече?

Портников: Ситуация в Украине меняется с каждой минутой. Если вчера вечером, когда руководители оппозиционных партий выступали перед собравшимися на Майдане Независимости с политическим планом действий, связанным с парламентской работой, с требованием отставки правительства, требованием вернуться к соглашению о европейской ассоциации, то сейчас, после этого зверского разгона ночного Майдана, на котором в основном были дети, девушки, ребята из высших учебных заведений страны, которые ни для кого не представляли угрозу. Сейчас вообще все меняется. Я думаю, что страна находится в состоянии совершенно ошарашенном.

Лобков: То есть основные требования могут быть уже не интеграция с Европой, а требования внутриполитического характера?

Портников: Мне кажется, что сейчас необходимо говорить об ответственности власти за избиение собственных граждан, потому что интеграция с Европой возможна только в том случае, если страна, которая практически соответствует европейским нормам, действительно может гарантировать безопасность свободы собраний. В европейских странах мирные демонстрации не разгоняются таким образом.

Лобков: Может ли на завтрашнем вече прозвучать требование отставки всех силовых структур, в том числе и президента?

Портников: Я думаю, что да. Но это сильно зависит от количества людей, которые соберутся на вече, от того, как они будут настроены, от того, насколько сейчас украинцы поймут, что от них зависит будущее собственной страны. Я думаю, что сейчас люди находятся в состоянии шока. В отличие от России, Белоруссии мы никогда такого не переживали. На наших глазах не били наших детей. Говорят о том, что милиция вчера помогала детям спастись от отрядов специального назначения «Беркут». Даже милиционеры никогда не видели такого зверства. Естественно, мы должны от этого шока отойти. Мы должны спасти тех, кто оказался сейчас ранеными в каталажках, и затем думать о тех политических требованиях, которые должны быть предъявлены людям, фактически преступившим черту закона в отношениях с обществом и с народом.

Лобков: Можно ли говорить о том, что этот брутальный разгон сформировал единую оппозицию, различия между «Батькивщиной», «Свободой» и «Ударом» нивелировались, и появилась единая оппозиция как в 2004 году?

Портников: Мне кажется, что неподписание соглашения Януковичем уже сформировало единую оппозицию. Мы видели троих оппозиционных лидеров вчера вместе на Майдане и в телевизионном эфире. Сейчас у них выбора нет. Как любые политики, лидеры оппозиционных партий имеют свои виды на будущее, свой электорат, но власть не оставляет им выбора. Если они разъединятся, они попадут под те же самые дубинки. 

Другие выпуски