Толоконникова просит об УДО, суд должен принять решение в ближайший месяц

07/03/2013 - 18:33 (по МСК) Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен

Надежду Толоконникову решили не отправлять в карцер. На прошлой неделе девушка пошла в медпункт в колонии, и, как посчитало руководство тюрьмы, тем самым грубым образом нарушила режим.

Если бы активистку наказали – это бы лишило ее всех шансов на условно досрочное освобождение. Почему руководство колонии передумало – выясняла Маргарита Журавлева.

Журавлева: Сегодня утром ходатайство Надежды Толоконниковой направили в исправительную колонию №14.

По закону, отсидев половину срока, осужденный может просить об условно досрочном освобождении. В августе прошлого года Хамовнический суд Москвы, вынося участнице Pussy Riot приговор, засчитал ей как часть срока пребывание в СИЗО с начала марта. Соответственно, возможность выйти на свободу у Толоконниковой появилась на днях. И даже возможное взыскание от колонии не вызывало опасений у защиты. Адвокат Ирина Хрунова рассказывала в нашем эфире, что именно осужденная сделала не так.

Ирина Хрунова, адвокат Pussy Riot: У Толоконниковой имеется разрешение от начальника медицинской части на посещение медчасти в определённое время, на получение лекарств, что и было сделано в этот раз. Как уже известно, некоторое время назад я обратилась в колонию с соответствующими документами, чтобы они отправили Толоконникову на обследование в больницу. Колония пошла навстречу, Толоконникова была обследована, ей был установлен определённый диагноз. И она в связи с этим диагнозом получает лечение. 

Теперь, как сообщается, Толоконникова режим не нарушала, получается, ее шансы на УДО увеличиваются. О том, что участниц панк-группы Pussy Riot пора отпустить говорил и премьер-министр Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России: Мне очень не нравится то, что делали эти девушки, мне очень не нравится их публичный образ. С моральной точки зрения всё это весьма и весьма плохая штука. Но с учётом того, что они провели достаточно длительное время в тюрьме во время предварительного заключения, я считаю, что они уже вкусили, что такое тюрьма. И в этом смысле государство уже продемонстрировало им свои карательные возможности. И поэтому дальнейшее отбывание наказания в виде лишения свободы, мне кажется, не нужно. Но это моя личная позиция, есть позиция суда, и у нас власти отделены друг от друга. 

Не согласен с ним был президент Владимир Путин, он в эфире НТВ в программе Центральное телевидение, сказал про ту самую «двушечку», то есть два года лишения свободы для Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, третьей участнице группы Екатерине Самуцевич приговор заменили на условный срок.

Владимир Путин, президент России: Первая моя реакция была такая, что попросил у верующих за них прощения, я думал, что на этом закончится, но это начали раскручивать, раскручивать, в конце концов, докатили до суда, а суд влепил им двушечку.

О Толоконниковой в прошении об УДО написано, что она положительно характеризуется как по месту жительства, так и в колонии, не имеет конфликтов с администрацией и другими осужденными. На свободе ее готовы принять на работу в нескольких театральных студиях, в «Новой газете» и в галерее Марата Гельмана. Правда, сам Гельман рассказал нам, что, к сожалению, шансы Толоконниковой выйти на свободу в ближайшее время очень невелики.

Марат Гельман, галерист: Как бы это не вопрос решения суда, узнать насколько велики шансы, можно посчитав, как часто дают УДО. Дело в том, что это решение так часто принималось вопреки интересам тех, кто даже эти решения принимал, я имею в виду администрацию Путина, что мне трудно сейчас оценить. В принципе, я считаю, что для администрации Путина это идеальная ситуация. С одной стороны, они настояли на своём, «суд влепил им двушечку», они во всём виноваты, а с другой стороны, почему бы таким образом взять и проявить милосердие, не проявляя снисхождения. 

Что касается УДО – по нему недавно освободили физика Данилова, которого обвиняли в шпионаже в пользу Китая. Отказали в нем бизнесмену Алексею Козлову. Ну а самая известная женщина, вышедшая условно досрочно – это бывший юрист компании ЮКОС Светлана Бахмина. Ее арестовали и поместили в СИЗО в 2004-м, осудили через два года на 7 лет колонии, затем на полгода снизили срок. В 2008-м Бахмина подала на УДО, и два раза ей было отказано, несмотря на то, что она была беременна. После этого началась общественная кампания в ее поддержку и только после этого весной 2009-го женщину отпустили на свободу. Наказание она, кстати, отбывала там же, где сейчас находится Надежда Толоконникова – в мордовской исправительной колонии № 14.

Другие выпуски