Теория Каца совпала с подсчетами Терновского: #маршпротивподлецов посетили 24,5 тысячи

14/01/2013 - 12:47 (по МСК) Никита Белоголовцев

Гостем программы КОФЕ-БРЕЙК стал Анатолий Кац, разработчик программы для подсчета участников шествий.  Его цифры совпали с данными блогера Дмитрия Терновского, который накануне вместе с единомышленниками организовал у рамок-металлоискателей свой подсчет.

Белоголовцев: Что у вас получилось?

Кац: По моим подсчётам, на этот митинг пришло 24 500 людей, что на 10 тысяч больше, чем пришло 15 сентября.

Белоголовцев:  Расскажите, каким образом ваша программа считает, какое количество людей было на акции?

Кац: Я поставил видеокамеру так, чтобы она видела всех людей, когда они проходят мимо какой-то одной точки улицы. Дальше это работает по тому же принципу, что и арифметическая задача из школы: у вас шланг, и из него течёт вода в ванну, вы знаете скорость, с которой она течёт, и знаете, сколько времени она течёт, умножив эти два числа, вы знаете, сколько воды пролилось в ванну. У нас то же самое. Шланг - это вся улица, счётчик - это камера, которая смотрит на какое-то пересечение, а ванна - это проспект Сахарова, допустим, где обычно митингующие собираются.

Белоголовцев: Абсолютно логично и понятно то, что вы рассказываете. Звучит это довольно просто, в связи с этим у меня возникает неизбежный вопрос. По поводу этого митинга цифры не то что разные, они различаются на порядки: от 5-6 тысяч - это самые скромные оценки, которые звучали из официальных источников, 20, 30, 40, 50 тысяч - от самых разнообразных организаторов и участников, вплоть до того, что сегодня я прочитал в ЖЖ Олега Козырева, это писатель и активист, он называет цифру в 200 тысяч человек, понятно, что это совсем космическая цифра. Если действительно подсчёт с механистической точки зрения  довольно прост, откуда настолько разные цифры?

Кац: Это цифра настолько политизирована, что каждый тянет одеяло на себя. У ГУВД, видимо, есть история, которую им надо озвучить, что протест идёт на спад, поэтому они придумывают соответствующие цифры. Сначала было 100 тысяч, потом 50 тысяч, потом 15 тысяч, и в этот раз они сказали, что 9 тысяч. Оппозиционеры соответственно хотят создать другую историю, поэтому они тоже придумывают свои цифры. На самом деле, подсчёт людей, даже если человек реально хочет получить объективную информацию, - это задача не совсем тривиальная, а даже если её сделали, какой-то Вася Пупкин сделал подсчёт, и кое-кто знает, прав он или нет. Я начал свою программу, чтобы внести какую-то объективность в этот вопрос. Преимущество моей программы в том, что она проверяема. Я написал программу анализа видеоизображения, и все свои входные данные и промежуточные  данные я выложил в интернет  на свой ЖЖ. Любой человек может потратить час своего времени, чтобы ознакомиться более подробно с принципом работы программы и проверить мои результаты. Мне было бы очень интересно узнать результаты такой проверки.

Белоголовцев: Я правильно понимаю, что в этот раз данные, которые получились в результате вашего анализа,  радикально разошлись с ГУВД? Если я не ошибаюсь, то на прошлом митинге вы практически совпали.

Кац: Было такое, я, если честно, пережил такой кризис мировоззрения, что как же так, неужели ГУВД нам не врёт? Видимо, оказалось именно так, а сейчас всё стало на круги своя. Обычно так и считается, что берём данные ГУВД, умножаем их на 3, берём данные организаторов, и делим их на 2, и получаем правду. В этот раз, по моим данным, получилось именно так.  Также были две независимые группы волонтёров с механическими счётчиками, которые просто стояли около рамок и считали, когда он входили.

Белоголовцев: То есть я правильно понимаю, что  там совсем простая механика, просто нажимаешь кнопку, когда человек проходит сквозь рамку?

Кац: Да, и в этот раз я абсолютно уверен в своих результатах, во-первых, потому что я сам проверил свои промежуточные результаты, а во-вторых, потому что эти две независимые группы получили результаты примерно схожие: от 21 тысячи до 24 тысяч.

Белоголовцев: Я подозреваю, что для вашей программы это была, возможно, не совсем простая акция из-за новшества с портретами депутатов, сенаторов и членов правительства. Программа как-то реагировала на эти лица, возможно, считала их за участников митинга?

Кац: Я заранее подумал о такой проблеме, поэтому я построил программу так, чтобы ей в принципе надо было распознавать лица. Поэтому для меня это не составило никакой проблемы.

Другие выпуски