Станислав Кучер: Прохоров не «слился», он поддержит Урлашова и поможет ему юристами

03/07/2013 - 17:08 (по МСК) Никита Белоголовцев
Ночное задержание мэра Ярославля Евгения Урлашова, который должен был возглавить списки «Гражданской платформы» во время осенних парламентских выборов в регионе, Никита Белоголовцев обсудил с членом комитета партии Прохорова Станиславом Кучером. 
Белоголовцев: Хочется сразу попросить от вас комментарий по поводу ситуации с мэром Ярославля Урлашовым.  Как вы можете прокомментировать то, что с ним произошло и продолжает происходить?

Кучер: Никита, я могу долго, как журналист, бесконечно говорить на эту тему, поскольку это, как дерево, с которого растет очень много ветвей, и мы выйдем с вами на самые серьезные вопросы. Поэтому если что перебивайте и давайте мне наводящие вопросы.

Белоголовцев: С огромным удовольствием.

Кучер: Для начала, если взять резюме главное, вся эта история свидетельствует о том, я об этом недавно написал у себя в Facebook, что страной по-прежнему управляют безымянные люди в штатском, которым подчиняется и милиция, и прокуратура, и суды, и политики. Эти безымянные люди в штатском считают, что сила превыше всего. И они демонстрируют эту силу в разных ситуациях, когда им удобно, а не народу. А народ всю эту ситуацию проглатываети позволяет с собой обращаться, как с быдлом. Это глобальный вывод.

Белоголовцев: А эти безымянные люди в штатском преимущественно, где работают или состоят?

Кучер: На то они и безымянные люди в штатском, что далеко не всегда можно сказать, где они работают или состоят. Например, возьмем недавний силовой захват, называемым несудебным выселением Льва Пономарева и его сотрудников из офиса на Малом Кисловском переулке. Всей операцией руководили как раз два безымянных человека в штатском, чьи фотографии опубликовала «Новая газета». Люди даже не представились уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину, господину Музыкантскому, уполномоченному по правам человека Москва они тоже не представились. Где они работают, никто не знают. Но все знают, что им подчинялась полиции, которая все время присутствовала при этом, и ОМОН, то есть силы полиции, которые осуществляли вынос живых тел правозащитников из офиса. В этом истории и, несмотря на то, что совет по правам человека при президенте, я туда, кстати, тоже вхожу, сейчас принял обращение, в том числе к президенту, далеко не факт, узнаем ли мы имена этих людей. Но мы знаем, что неким людям подчинялась полиция, и даже полиция, наверное, не знает их фамилий, потому что приглашенные на заседание совета представитель московской прокуратуры и ГУВД не смогли ответить на вопрос, что это за люди, и как так оказалось, что полиция оказалась у них в распоряжении.

Так вот ситуация с Урлашовым интересна еще и,  как развитие в некотором роде этой истории. Конечно, другие люди, другая территория, другие имена, другие репутации, но суть остается точно той же. Обратите внимание- есть форма, есть содержание. Форма- это едет машина, в этой машине сидит законно избранный мэр города Ярославля, среди ночи эту машину устанавливает другая машина, выскакивают оттуда люди в бронежилетах, физически вытаскивают этого человека из одной машины, затаскивают в другую без объяснения причин и увозят его в неизвестном направлении. Потом уже утром на сайте Следственного управления Ярославской области появляется информация о том, что возбуждено уголовное дело, что в вину вменяется покушение на получение взятки, дальше мы получаем целый набор «доказательств», только суд сможет сказать, реальные эти доказательства или нет, в виде аудио-пленок, в виде видео-пленок, в виде свидетельств и так далее. То есть сначала мы получаем задержание, которое выглядит, как похищение в лучших традициях 37 года, абсолютно, на мой взгляд, незаконное, потом мы видим какие-то объяснения этого задержания. Но мы так и не понимаем, почему человек, даже если он виновен в том, в чем его сейчас обвиняют, но он не является террористом, он не нес, насколько я знаю, бомбу взрывать что либо, даже упаси Господи, отделение партии «Единой России»… То есть это не педофил, это не преступник государственно опасный.Почем у с ним поступили именно так? Почему методы именно такие? Это было бы похоже на фарс, такой фарс в духе 37 года, если бы это не было так грустно. Я считаю, что и форма, в которой это было сделано, и содержание в виде самого уголовного дела, это абсолютно политически мотивированная, сейчас модно так выражаться, история, которая призвана показать… Дело не в «Гражданской платформе», которую я здесь представляю, но в том числе. Задача власти, которая все это организовала, и тех безымянных людейв штатском, которые, я уверен, стояли за действиями и по возбуждению уголовного дела, и по захвату именно в такой форме, я повторяюсь, что я уверен, что человек в погонах  отдавал формальный приказ, а ему отдавали приказ совсем другие люди. Так вот задача этих людей была показать в канун осенних выборов всем самостоятельным политикам с одной стороны, и всем самостоятельно мыслящим гражданам с другой стороны, что такое может произойти с каждым, сто раз подумайте прежде, чем отказываться от выгодных предложений, которые мы вам делаем, если вы популярный политик. Это месседж такой всем: и «Гражданской платформе», и коммунистам, и справедливороссам, и потенциально независимым кандидатам.

Белоголовцев: Давайте допустим ситуацию, в которой Урлашов не будет осужден за то, что ему инкриминируется. Это сыграет ему в плюс или в минус? Потому что мы видим, что судебный процесс над Алексеем Навальным пока по данным соцопросов, которые есть, ему рейтинговых очков в гонке на мэрских выборах ничего не приносит.

Кучер: Социология- очень не простая наука, а результаты социологии часто с наукой вообще не имеют ничего общего. Алексей Навальный, безусловно, набирает в сознании определенной группы людей. Скажем так, твердых сторонников Алексея Навального, я считаю, становится больше, вера только укрепляется благодаря этому делу в том числе. Да, для большого количества людей он выступает в роли жулика, поскольку его таковым пытаются представить. Но узнало о нем больше людей, чем это было год- три назад. Во что это знание будет конвертировано, это уже вопрос политтехнологии и профессионализма, человеческого обаяния, личной уверенности самого Алексея Навального. То же самое касается, на мой взгляд, и Урлашова. Сейчас оппонент Урлашова очень любит повторять, что он ужасно плохой мэр, что он на самом деле никудышный руководитель. Я не житель Ярославля, мне сложно судить, но я знаю одно, что в течение нескольких месяцевразные представители «Единой России» и в Ярославле, и комиссары из Москвы уговаривали Урлашова расстаться с «Гражданской платформой» и возглавить список «Единой России» на выборах 8 сентября. Они делали это и в открытую, и в закрытую, есть люди, которые об этом говорили в эфире, достаточно много информации на эту тему. Вопрос- зачем тогда единороссы хотели сделать главой своего списка плохого мэра? Просто потому что они любят неудачников? В чем причина? Где логика?

Белоголовцев: Может, потому что он выиграл уже один раз?

Кучер: А я думаю, что они понимают, что он самый популярный политик. Он может быть не очень хорошим мэром или, возможно, он не показал себя хорошим мэром, но то, что это яркий политик с большими перспективами, это абсолютный факт. Когда  был форум сторонников «гражданской платформы», выступал Прохоров, он говорил спокойно, логично, уверенно, но сухо при этом, и выступал Урлашов, который говорил, как Ленин, как Троцкий, какими мы им видим по выступлениям.

Белоголовцев: Безусловно, очень яркий оратор.

Кучер: Конечно же, за этого политика в области шла и идет борьба, и единороссы очень хотели, чтобы этот политик был с ними. Поэтому не видеть здесь политической подоплеки просто невозможно, я бы очень хотел поверить, что все это дело разбор хозяйствующих субъектов, посредники, взятки и так далее.

Белоголовцев: Но не верите.

Кучер: Нет, не верю.

Белоголовцев: А вас не смущает, что все сделано настолько топором? Понятно, что «Единая Россия» ведет себя по-разному, как очень большая организация разные люди принимают решения на разных уровнях. Вас не смущает, что для истории политической все сделано настолько примитивно, что здесь сторонники Урлашова и реально и латентно думают: «Режим притесняет его»?

Кучер: Я бы не сказал, что все так думают, я сам честно очень долгое время думал о том, как же можно, власть же должна играть в шахматы, в шашки, в крайнем случае. Потом одна очень умная женщина, которая с этой властью работает, сказала: «Стас, не будь дураком, они давно играют в «Чапаева». Если вообще они пальцами прикасаются к фигуркам, а чаще всего они их сбрасывают со стола. По-своему они правильно делают. Но есть легендарное выражение, очень унизительное  для нашего народа «пипл хавает». Вот если «пипл хавает» этот продукт, а способ обращения со своим народом -  это как раз есть этот продукт на самом деле, «пипл хавает». Наш народ принимает этот способ обращения, тот язык, на котором разговаривает с ним власть. Представьте, что что-то подобное происходит где-нибудь в другой стране, я не говорю на Западе. Кто такой мэр? Это избранный народом человек, это руководитель, это государственный муж, это человек государства. Захват таким образом этого человека ночью- это на самом деле пощечина государству в первую очередь. Поэтому сейчас власть в лице правоохранительных органов Ярославля должна будет…  Я не знаю, что она должна будет сделать для того, чтобы мотивировать подобные свои действия. Потому что если она их не мотивирует, то следующим шагом  по идеи должно быть вмешательство лично президента, потому что это его государству нанесена пощечина таким образом. Точно так же, вернусь к упомянутому Льву Пономареву, его организация работает по двум президентским грантам, и то, что сделали с ним, это, в том числе… Понимаете, как смешно получается, власть, кланы которой внутри власти борются между собой, будут ли эти бульдоги под ковром, они по большому счету, конечно же, наносят ущерб тому государству, которое постоянно пытаются олицетворять.

Белоголовцев: Очень многие считают, что сейчас критически важный момент для Михаила Прохорова, и все с нетерпением ждут его реакции. Потому что это можно рассматривать, как пощечину государству, и можно рассматривать, как пощечину Михаилу Прохорову, потому что это один из ярчайших его сторонников, человек, на которого, судя по всему, некоторая ставка делалась. Многие ждут, как себя будет вести Михаил Прохоров, а он себя пока, в общем, не ведет себя никак.  Многие выстраивают это в ряд последовательных событий, как сначала потеря партии «Правое дело» при тех или иных обстоятельствах, отказ от мэрской гонки в Москве и так далее.

Кучер: Никита, вы очень интеллигентный журналист плюс мы знакомы, поэтому могли бы спросить проще: Прохоров опять будет сливаться или не будет сливаться, как в других ситуациях. первое- есть разные точки зрения на ситуацию с мэрскими выборами, я как считал, так и считаю, что Прохоров не слился, а принял единственное правильное в тот момент решение. Если это сразу не очевидно - ок. Прохоров  не политик в том понимании, к какому мы привыкли, мы привыкли, что Зюганов сразу после президентских выборов бы сделал 20 заявлений, обличил бы кровавый режим, то есть проявил бы себя, как-нибудь. К Зюганову нет претензий, хотя он все то же самое делал на протяжении последних 20 лет, служа этому самому режиму. Если Прохоров после президентских выборов молчит, мы говорим: «Как же так, наши ожидания не сбылись?». Но это наши ожидания, возможно, у него другая стратегия.

Белоголовцев: Но Прохоров пошел хотя бы на президентские выборы.

Кучер: Что касается мэрских выборов, это отдельная тема. Что касается Урлашова, Прохоров утром опубликовал уже свое заявление, во всех соцсетях оно есть, его перепечатали все агентства, я до вас давал одно интервью, мне процитировали это заявление, оно достаточно четкое и жесткое. Я бы не сказал, что Прохоров в этой ситуации молчит.

Белоголовцев: Навальный призывает сторонников Урлашова собираться на народный сход. Вам не кажется, что для Прохорова, как для политика, логично было бы там выступить?

Кучер: Я понятие не имею, поедет ли сегодня в Ярославль Прохоров. Возможно, поедет, он думает об этом. У него 100% на 7 число, на воскресенье и так запланировал визит в Ярославль, где в любом случае будет достаточно большая тусовка. Будет съезд представителей «Гражданской платформы», которые будут идти на выборы, понятно, что там будет много сторонников партии, понятно, что Прохоров будет там выступать, будет поддерживать Урлашова. Понятно, что он поддержит его сейчас, юристы оказывают поддержку и так далее. Что касается народного схода, он на то и народный сход, что если он соберется, то он соберется сам по себе, а не потому что его соберет какая-то политическая партия. Было бы не очень красиво одной политической партии устраивать народный сход, тогда это сход партии, а не народный сход.

Белоголовцев: Сложно с вами поспорить.

Кучер: Если народный сход соберется, в том числе по призыву Алексея Навального, глубоко мною уважаемого, или при участии еще каких-то людей, скажет так: даже если бы я участвовал в организации этого народного схода, я бы 100% в эфире «Дождя» никому об этом не сказал.

Другие выпуски