Спойлер или оппозиция? Какую роль «Гражданская платформа» сыграет на выборах в Мосгордуму

21/05/2014 - 22:46 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко

Очередное развитие ситуации в преддверии выборов в столичный парламент. Партия «Гражданская платформа» выставила кандидатов на выборы в Мосгордуму – 6 человек. Лидер партии Ирина Прохорова отказалась баллотироваться, а её брат (и основатель «Гражданской платформы») – Михаил Прохоров и вовсе покинет свой пост председателя федерального политкомитета партии. 

Шесть человек будут участвовать в выборах от партии «Гражданская платформа» –  это лидер московского отделения Михаил Вышегородцев, актер Леонид Ярмольник, бизнесмен Артур Алексанян, зампред московского Денис Константинов, бывший мэр города Троицка Виктор Сиднев и контрадмирал Петр Лемперт.

Главный вопрос, который возник к «Гражданской платформе», заключался в том, почему она не стала объединяться с другими оппозиционными партиями и не пошла на выборы единым фронтом. По словам Михаила Вышегородцева, такие намерения у партии были, однако от них пришлось отказаться после того, как в феврале этого года было Госдума установила фильтр в 3% подписей для партийных кандидатов, за исключением думских партий и «Яблока».

Несмотря на то, что партия выбрала себе всего 6 избирательных округов из 45, а остальные оставила для оппозиции, ровно в половине из этих шести округов – а именно в трех, кандидаты от «Гражданской платформы» будут соперничать с членами несистемной оппозиции из коалиции «За Москву!», созданную Ольгой Романовой, Николаем Ляскиным и еще несколькими людьми.

Итак, кандидат от «Гражданской платформы» Денис Константинов, замглавы московского Сбербанка, будет соперничать на 8-м участке с активистом партии 5 декабря Андреем Быстровым, бизнес-омбудсмен Москвы Михаил Вышегородцев избирается на участке номер 37 – там же, где и Илья Яшин, член РПР ПАРНАС. А на 43-м избирательном участке член «Гражданской платформы» актер Леонид Ярмольник будет конкурировать за место в Мосгордуму с политиком и журналистом Марией Гайдар. 

Отметим, что коалиция «За Москву!» раскрыла список своих кандидатов неделю назад. Политолог Александр Кынев считает, что такое маленькое количество «Гражданская платформа» выставила из-за нового ужесточенного выборного законодательства, но на самом деле опасный синдром в другом – в фактическом  самоустранении от партии Михаила Прохорова, с которой он ассоциируется в личном качестве.

Александр Кынев, политолог: Партия и так уже несколько месяцев фактически находится в анабиозе, мы не видим, по сути дела, никаких публичных действий от нее, она исчезла из информационного поля, мы почти не видим заявлений ее лидеров. На этом фоне еще и уход Прохорова – это картина совсем печальная. Что бы ни говорилось, но если его в партии как бы нет с точки зрения руководства, то конечно то, что происходит сейчас, говорит о том, что из перспективного проекта политического, какой «Гражданская платформа» казалась полтора года назад, чем дальше, тем больше она превращается в проект, скатывающийся на позиции спойлера. Потому что если вы участвуете в выборах и претендуете на протестный электорат, но настолько слабы, что сами не имеете шансов пройти, это означает только одно – вы отнимаете шансы у тех, у кого такие шансы есть.

Однако не исключено, что фактически от «Гражданской платформы» на выборы пойдет не 6 человек, а около 20. Ранее Михаил Вышегородцев заявлял «Ведомостям», что помимо открытого списка у партии будет и теневой: в него войдут 12-15 беспартийных кандидатов самовыдвиженцев — медики, педагоги и другие общественники, которые не будут афишировать свою близость с «Гражданской платформой». Изначально, до принятия нового законодательства, партия Михаила Прохорова собиралась выдвигать 35 кандидатов.

Мария Макеева и Тихон Дзядко обсудили перспективы «Гражданской платформы» на выборах с лидером партии Ириной Прохоровой.

Макеева: Ирина Дмитриевна, конечно, отрадно, что вы не уходите из партии, как спешило сообщить, по крайней мере, одно известное мне издание. Но при этом создается ощущение, что от политики вы отходите на время, как и ваш брат, но его мы некоторым образом уже давно мысленно проводили, а на вас оставались еще надежды. Почему вы не будете участвовать в выборах в Мосгордуму? До выборов в Госдуму еще очень много времени утечет.

Прохорова: Во-первых, мне очень интересно было послушать комментарии, что оказывается, полтора года назад «Гражданская платформа» считалась перспективной. Я помню, что полтора года назад мы слышали тоже исключительно иронические замечания по поводу партии. Вот это грустно, когда в дружественных СМИ мы видим много критики, а потом оказывается, что все возлагали надежды. Хорошо бы нам это иногда говорить. Странная история, я в последнее время это часто замечаю, что свои начинают бить своих. Видимо, от некоторой безысходности. Это вообще грустно, потому что потом, получается, мы имеем то, что мы имеем.

Если серьезно, то сегодняшняя деза, которая слилась утром, я так понимаю, что это символическое начало кампании за Мосгордуму, потому что слилась эта клевета как раз накануне пресс-конференции, где мы уже представляли, с какими кандидатами выходим, объясняли, почему мы выдвигаем этих шестерых кандидатов, а не 35. Я сразу хочу пояснить, когда меня спрашивали, собираюсь ли я баллотироваться в Мосгордуму, я говорила, что не исключаю такой возможности.

И действительно до довольно позднего времени стоял вопрос, мы обсуждали, целесообразно ли мне, как лидеру партии, идти в нынешних условиях. Сначала, до принятия замечательных законов о том, что надо собирать минимум пять тысяч подписей, мы предполагали идти большой командой. Я должна была возглавлять большую команду, 30 человек. Это была такая акция, где лидер партии должен был быть ключевой фигурой. Сейчас, понимая реалии, все-таки мы живем в реальном мире, мы понимаем, что лучшее и правильнее выставлять шесть кандидатов, делать на них ставку, помогать им. Все ресурсы организационные, интеллектуальные направлять на них. В данном случае мое участие становится местного значения.

Не забывайте, что я буду, как лидер партии, курировать и региональные выборы, которые будут проходить практически одновременно, а мы будем представлять своих кандидатов в 13 субъектах РФ. Подробнее об этом расскажем позже, если не изменят законы, по которым никто никуда не может ходить. Будут у нас и губернаторские выборы и так далее. В данном случае много нужно ездить, много общаться, разрабатывать стратегию, идеологию. Поэтому мы решили, что овчинка выделки не стоит на этом этапе. Мы живем в стремительно меняющемся мире, к сожалению, ужесточающемся, разумеется, нам приходится реагировать на это для того, чтобы, с одной стороны, продолжать участие и работу в партии, с другой стороны, понимать тот коридор возможностей, в рамках которого мы можем действовать. Поэтому, мне кажется, это нормальное явление - пересмотр тактики в силу обстоятельств.

В последнее время все такие нервные, все видят какие-то ужасы бесконечные, какие-то странные предзнаменования, мне бы хотелось, чтобы здесь здравый смысл и понимание сложности, в которых оппозиционная партия существует, реально оппозиционная, они немножко учитывались. Постоянно голову посыпать пеплом можно, конечно, но это никак не уменьшает ситуацию саму по себе. Хочется внутреннюю поддержку чувствовать.

Дзядко: Мне кажется, что среди людей, которые в последнее время так или иначе упоминались в связи с выборами в Мосгордуму, заявляли ли они о своих планах, исключали этого или не исключали, вы, несомненно, один из тех, кто является в Москве уважаемым, и человеком, который, несомненно, это мое личное мнение, практически точно получил бы мощную поддержку в ответ на выдвижение своей кандидатуры. Поэтому ваш отказ, опять же это мое личное мнение, может многим показаться странным, потому что таким образом шансы альтернативных депутатов оказаться в Мосгордуме сейчас серьезно становятся ниже. Ведь люди, которые поддерживают вас, они вовсе необязательно знают тех представителей вашей партии, которые будут баллотироваться. Что вы этим людям скажите?

Прохорова: Во-первых, мы будем всяческие промоутировать, представлять этих людей, которые заслуживают уважения. Кстати, я не могу согласиться, тот же Виктор Сиднев, который идет по Троицкому округу, он вообще два раза избирался, причем реально избирался. И вообще он известен в своем округе.

Макеева: Один.

Прохорова: Почему? У нас есть Леонид Ярмольник, который вообще человек известный.

Макеева: Два.

Прохорова: Между прочим, Михаил Вышегородцев несколько раз избирался в Мосгордуму и вообще человек опытный и серьезный. Понимаете как, это бесконечные разговоры о том, этот знает, этот известен, сейчас он известен, завтра нет и наоборот. Учитывая, что нам нужно было выдвигать шесть человек, а не 30, это уже немножко принцип, мы все-таки смотрели…

Дзядко: Почему не семь, например, шесть объявленных сегодня, плюс Ирина Прохорова?

Прохорова: Я хочу объяснить, что в данном случае я участвую как лидер. Здесь есть еще много обстоятельств. Если мы предполагаем, что партия продолжает дальше существовать и реализовывать серьезные планы, то мы смотрим немножко в будущее стратегически. Что в данном раскладе мое участие ничего не меняет с точки зрения выигрышей, но задействование меня в этой кампании лишает меня возможности серьезно курировать региональные выборы, заниматься большим количеством вопросов, которыми лидер должен заниматься.

Одно дело, когда мы предполагали, что мы будем идти мощной колонной, это действительно был некоторый поход. Сейчас это совсем другая ситуация, поэтому, может быть, мне очень лестно думать, что кто-то разочарован, что я не иду, но здесь вопрос приоритета, что важнее сохранить, поступившись временным очень важным с нынешней точки зрения. Поэтому я не вижу здесь никакой трагедии, скорее, мне бы думалось, что никто не отменяет, думаю, это будет вопрос о возможности договоренности с другими кандидатами, взаимные уступки и так далее. Но мы для себя выбрали эти шесть округов, мы не 30 пытались забрать, мы считаем, что всегда есть возможность маневра и для других кандидатов.

Макеева: Возможность договоренности с другими кандидатами от других политических сил вы имеете в виду?

Прохорова: Нет. Знаете, постоянно спрашивают: «А как вы собирались говорить с другими оппозиционными кандидатами, говорите или не говорите?». Во-первых, если вы помните, мы первыми выпустили идею пакта о ненападении, еще в феврале, когда ситуация была совсем иная, не надо было подписей собирать. Мы от этого и не отказываемся.

Другое дело – когда мы выбираем всего шесть округов, шесть кандидатов, мы долго смотрим, где, с нашей точки зрения, правильнее поставить. Если это совпадает с позициями другими, мы готовы разговаривать, может, они пойдут в соседний округ, который тоже пустой, может, кто-то снимет свою кандидатуру в пользу. На самом деле это уже процесс каких-то договоренностей. Во-первых, округа недавно нарезали, ввели кучу ограничений. И потом, знаете, совершенно не факт, что в середине июля мы не получим еще какие-нибудь сюрпризы законодательные. Мы даже и это можем предположить, что это может вообще осложнить ситуацию. Значит, будем как-то пересматривать еще позицию.

Макеева: Округа нарезаны таким образом, что сейчас не очень понятны перспективы, как проголосуют, потому что если сложилась за рядом округов и слава какая-то, и традиции, что эти голосуют традиционно за либеральную общественность, а эти за коммунистов, то сейчас нарезаны таким образом, что не все очевидно.

Прохорова: Да, так тонко решали, тонко резали, чтобы было неудобно всем, в том числе, я боюсь, кандидатам, идущим от власти. Как-то перехитрили самих себя, видимо, в этой ситуации.

Макеева: Как вы считаете, перед этими выборами что важнее - что первостепенная задача, сгруппироваться таким образом, чтобы московский парламент был многопартийным? Или сейчас возможна ситуация, когда партии, не представители партии власти могут соревноваться между собой, бороться за место? Что должно встать во главу?

Прохорова: Учитывая, что мы оппозиционная партия действительно, существуем как институция, для нас идея, что если мы сможем провести шесть кандидатов, можно образовать типа фракции, может быть альянс с независимыми кандидатами. Мало ли, всякие чудеса бывают, проходят, могут тоже пройти. В данном случае готовы рассматривать разные возможности. Для нас принципиально, чтобы «Гражданская платформа» прошла в парламент, чтобы там были другие независимые кандидаты. Нам это важно не для того, чтобы просто пройти, нам бы хотелось пытаться влиять на то, чтобы в Москве происходили позитивные изменения.

Макеева: А на вас выходили с этими предложениями или еще нет?

Прохорова: Все время идут какие-то разговоры, кто-то предлагает, обсуждаем. Это все активно шло в начале зимы, когда была эта ситуация. Потом все долго ждали и смотрели, что будет происходить. Мы сейчас рассматриваем какие-то предложения, разговоры. Идет нормальная, я бы сказала, политическая жизнь, но, не считая сливов дезинформации. Видимо, это тоже часть нормы нашей жизни.

Макеева: В Общественной палате праймериз, вы к этому будете иметь отношение?

Прохорова: Мы решили следующим образом - партия не стала жестко запрещать праймериз, но и не гнать людей на праймериз. В этом смысле мы предложили, что если кто-то из наших кандидатов и сторонников хочет пойти попробовать себя на праймериз, мы мешать никак не будем, даже поможем. Мы знаем, что Ярмольник решил попробовать себя. Более того, вы знаете, что большое количество наших сторонников вошли в эти комиссии. Это, во-первых, поможет посмотреть степень их прозрачности, и вообще, может, это полезно для начинающих людей, вообще посмотреть, как это все работает, выявить недостатки, может, на это можно как-то влиять.

Те, кто не считаете это нужным заниматься, идут собирать подписи. В этом смысле мы решили гибко действовать. Никаких иллюзий мы особенно не питаем по поводу праймериз, но лишний раз, если люди хотят удостовериться, как это будет функционировать, а это возможно, поговорив с людьми, узнать настроение, скорректировать программу. Это может быть полезно для тех, кто считает нужным. 

Другие выпуски