Сочинские инвесторы дарят объекты государству. Россияне заплатят за подарки

21/02/2013 - 21:23 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

Хоть даром, но только заберите! Олимпийские строители начинают отказываться от своих объектов и дарить их государству. Благотворительностью этот шаг можно назвать лишь отчасти. Главным образом владельцы хотят избавиться от убытков, которые принесут построенные ими объекты.

При этом расходы на их возведение из частных превращаются в государственные. Почему подрядчики готовы избавиться от собственных проектов – выяснял наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Компания «Базовый элемент» Олега Дерипаски готова безвозмездно подарить государственному «Олимпстрою» возведенный ею грузовой порт в Имеретинской долине. Когда сочинская стройка только была в проекте, предполагалось, что именно через этот порт пойдет основной поток необходимых для работы грузов.

Строительство порта заказывали «Олимпстрой» и Минтранс. Подрядчику обещали выгодные условия эксплуатации порта – за четыре года работы с 2009 по 2013 год через причалы должно было пройти 15-20 млн тонн грузов, что соответствует по объемам неплохому среднему по размеру порту. В результате «Базэл» согласился построить «Имеретинку». Однако довольно скоро все пошло не так. Руководители олимпийской стройки начали перенаправлять грузы с моря на железную и автомобильную дороги. При этом, как заявляют наши источники в «Базэле», федеральные ведомства поддерживали этот процесс с помощью тарифной политики – доставка грузов железной дорогой оказалась выгоднее перевозки морем. Хотя в обычной ситуации все ровно наоборот. Но и это еще не все, изначально планировалось, что стройка будет окончена к декабрю в 2010 года. Но именно в этот самый момент, когда порт уже был почти готов, произошло вот это.

Страшный шторм на Черном море буквально смыл причалы в море. Источники в «Базэле» утверждают, что это произошло из-за ошибок в проектировании федеральной части порта. Впрочем, были и другие версии. Так или иначе, почти готовый порт ушел на дно. А восстановить разрушенное и сдать объект – удалось только полтора года спустя.

Итогом всех этих несчастий стало то, что грузооборот порта оказался в 5 раз меньше, чем обещал заказчик, то есть государство. А убытки «Базэала» от объекта с 2008 по 2011 год составили около 8 млн долларов. Само по себе это не так много. Но тут подоспел еще один удар в спину. «Базэл» планировал после Игр переделать порт в яхтенный причал. Но эта идея потеряла всякий смысл после того, как бухту для лодок разрешили построить в черте самого Сочи. В итоге получилось так, что «Базэл» построил порт, который никому не нужен. Впрочем, есть мнение, что это было очевидно с самого начала.

Алексей Безбородов, гендиректор Infranews: Если бы они слушали хоть кого-то, а не только себя. Генеральный директор Базового порта утверждал, что они не заработают. Я с 2007-8 года писал, что они не заработают и обидно, что проиграют железные дороги. Так и случилось. Они не показывают пальцем на катастрофу, которая у них случилась. Катастрофа не сильно бы изменила ситуацию.

Очевидно или нет, но вполне понятно, что «Базэл» теперь пытается избавиться от ненужного и убыточного актива. Вариантов рассматривается несколько. Например, в буквальном смысле подарить порт заказчику, то есть «Олимпстрою». Если это произойдет, то кредит в 4 млрд рублей, взятый на строительство порта у государственного Внешэкономбанка, ляжет на плечи госкорпорации, то есть косвенно на наши с вами плечи, налогоплательщиков. Хотя первоначально провозглашалось, что порт будет построен на частные деньги.

Любопытно, что, по всей видимости, похожий ход готовится совершить другой крупный российский бизнесмен Владимир Потанин. Он занят стройкой курорта «Роза Хутор» в Красной поляне, где должны будут пройти все горнолыжные соревнования грядущих Олимпийский Игр. Объект также строится на кредиты ВЭБаю и в конце прошлого года стало известно, что Потанин заложил весь курорт под этот самый займ в 55 с лишним миллиардов рублей. Это означает, что если бизнесмен поймет, что курорт оказался убыточным и не сможет отбить кредитные деньги, то он просто  откажется выплачивать кредит и убыточный объект переедет в собственность ВЭБ, то есть госкорпорации, то есть кого? Правильно!  Опять нас с вами.

Есть и другие истории, но с похожим результатом. Вот, например, малая ледовая арена «Шайба», построенная владельцем Уральской горно-металлургической компании Искандером Махмудовым в Олимпийском парке. На стройку он потратил 100 млн долларов личных денег. До Олимпиады еще год, но уже сейчас Махмудов готов подарить арену все тому же «Олимпстрою». Причина и вовсе банальна. По плану после окончания игр арена должна быть разобрана и перевезена в другой регион. Но расходы на разборку и ее дальнейшее обслуживание делают объект абсолютно невыгодным. Ясное дело, что Махмудов стремится от него избавиться и отдать хоть бы и даром «Олимпстрою», то есть опять нам с вами.

Ну и некоторый итог. По официальным данным, общая смета сочинских игр – 1,5 трлн рублей. Из них 1 трлн – частные инвестиции, о чем неустанно напоминают чиновники, когда речь снова заходит о невероятной дороговизне игр. Но тут возникает вопрос, какая доля этих «частных» инвестиций в итоге окажется вовсе не частными, а абсолютно, самыми что ни на есть государственными расходами?

Булат Столяров, директор Института региональной политики: В этом триллионе частных инвестиций, безусловно, более 70% - кредиты Внешэкономбанка, Сбербанка. Разумеется, эти кредиты давались под залоги земельных объектов, и счастливые кредиторы получат эти залоги себе в собственность и будут наслаждаться владением.

Какая доля денег, взятых в кредит у госбанков на Олимпийские стройки, в итоге будет возвращена – пока сказать сложно. Но тенденция, наметившаяся уже за год до начала игр, прямо скажем, выглядит довольно однозначно. Большую часть кредитов будут возвращать налогоплательщики, а не частные инвесторы.

Другие выпуски