Соавтор амнистии член СПЧ Бабушкин: депутаты Госдумы могут изменить наш текст до неузнаваемости

11/10/2013 - 21:35 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно
Уже на следующей неделе проект амнистии, приуроченной к двадцатилетию российской конституции, будет представлен Владимиру Путину. Сегодня проект документа был одобрен на заседании президентского Совета по правам человека.

Готовили проект амнистии две комиссии СПЧ. Теперь им предстоит подготовить окончательный текст, который и будет направлен главе государства. Возглавляют комиссии Тамара Морщакова и Андрей Бабушкин. И Андрей Бабушкин был с нами в студии, спросили у него, как эта амнистия может выглядеть в окончательной редакции.

Дзядко: Есть ли уже понимание, как будет выглядеть тот документ, который будет представлен Владимиру Путину? Что из себя будет представлять эта амнистия?

Бабушкин: Концепция текста готова. Но это не проект амнистии, а предложение совета по амнистии. Мы готовим предложение для президента. Конечно, мы представляем, каковы должны быть принципы и последствия амнистии, и самые главные принципы следующие: широкая амнистия, амнистия, затрагивающая максимальное количество людей, осужденных на различные виды наказания, в первую очередь, лишение свободы. Амнистия создаст условия для тюремной реформы путем сокращения тюремного населения. Мы понимаем, что сегодня в условиях, когда в местах лишения свободы и следственных изоляторах более 800 тысяч человек, никакая пенитенциарная реформа невозможна. Амнистия не будет ущемлять права потерпевших, не приведет к увеличению преступности, будет проявлением, с одной стороны, гуманизма нашего государства, повышения его авторитета в глазах населения, с другой стороны, поможет сохранить тысячи и тысячи человеческих судеб и семей. Я надеюсь, что амнистия будет распространена и н людей, которые страдают тяжелыми и смертельными заболеваниями.

Арно: Какие категории заключенных под амнистию попадут?

Бабушкин: Об этом я сказать вам не могу.

Дзядко: Потому что это еще не согласовано или вы не хотите эту информацию выдавать?

Бабушкин: Количество людей, которые попадут под амнистию, мы не просчитали. Вопрос стоял, но это будет выяснено после того, как президенту будет представлен наш окончательный текст. О том, что это за категория, у нас есть договоренность эти вещи не обсуждать. Особенностью предшествующих амнистий было огромное разочарование. Амнистия 2001 года в отношении женщин и детей, сколько было надежд, сколько людей оказалось разочаровано. Тогда предполагалось, что освободится примерно 60 тысяч человек, а освободилось в 2,5 раза меньше. Все равно она была широкая. Самое страшное, что можно сделать – это дать людям надежду, сделать так, чтобы люди уже строили планы, уже надеялись на позитивное будущее, а потом эту надежду забрать. Мы этого делать не хотим. Мы хотим, чтобы вышел качественный продукт, чтобы президент его посмотрел, взвесил все за и против, и только после того, как будет представлена позиция президента, мы будем готовы комментировать позицию, которую по этому вопросу занимает совет.

Дзядко: Если не называть эти категории заключенных, можно ли говорить о категориях, которые однозначно туда не попадут?

Бабушкин: Амнистия предусматриваем несколько связанных между собой шагов. Одни категории осужденных должны быть освобождены от наказания полностью, другие должны быть освобождены от дополнительных наказаний и различных институтов уголовного права, которые не являются наказанием. Части людей наказание будет сокращено. Мы исходим из того, что амнистия должна затронуть в той или другой степени подавляющее большинство заключенных. Но речь идет не о том, что откроются ворота, падут стены, и все количество людей, которые уже отвыкли жить на свободе, обрушится на наши головы. Мы говорим о том, что значительной части этих людей срок наказания должен быть уменьшен, и за счет этого в ближайшее время должно радикально сократиться тюремное население.

Арно: Как скоро Владимир Путин должен будет ознакомиться, согласиться или не согласиться?

Дзядко: И когда амнистия в итоге может быть объявлена?

Бабушкин: Прерогатива президента – помилование, а прерогатива амнистии – Государственная Дума. Мы ожидаем, что 15 октября президент получит наше предложение по амнистии. Это предложение по содержанию. Там нормы, кого освобождать, кого нет. Президент их изучит, согласует с думскими фракциями, проработают эти вопросы профильные ведомства, администрация президента. Затем это предложение поступит на рассмотрение в Государственную Думу. Там 450 депутатов, каждый из них – самостоятельный субъект законодательной инициативы, каждый имеет право кого-то еще вставить в эту амнистию, кого-то выбросить, поэтому мы не исключаем, что тот окончательный проект, который будет принят Государственной Думой, может очень серьезно отличаться от нашей концепции. Но конечно, нам бы хотелось, чтобы это была широкая амнистия. Мы говорим об амнистии за ненасильственные преступления. В уголовном праве существуют различные понятия насилия. Мы исходим из того, что основным критерием насилия является наступление необратимых последствий для жизни человека, здоровья. Максимальный режим благоприятствования должен быть создан для преступлений ненасильственных. Люди, склонные к насилию, должны быть максимально ограничены в своем выходе на свободу в рамках данной амнистии.

Другие выпуски