Скуратов и Рыбкин о том, кого хотел убить Березовский, а кого – нет

24/12/2012 - 21:43 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Борис Березовский не убивал Владислава Листьева, Анну Политковскую и Владимира Головлева. А вот его причастность к смерти депутата Госдумы и сопредседателя партии «Либеральная Россия» – Сергея Юшенкова – пока проверяется.

Следственный комитет сегодня вечером оперативно отчитался о ходе уголовных дел, в которых фигурирует беглый олигарх. Чуть раньше, днем, генеральный прокурор Юрий Чайка потребовал срочно проверить факты, изложенные в документальном фильме «Березовский», который вышел в эфир телеканала «Россия 1» вчера поздно вечером.

Автор расследования – Андрей Кондрашов – утверждает, что именно Березовский стоит за убийствами шести человек. Помимо перечисленных, это еще Александр Литвиненко и Бадри Патаркацишвили. Также, по версии Кондрашова, именно Березовский в 2004-м году организовал похищение кандидата в президенты Ивана Рыбкина. И якобы в планах бизнесмена было убить Рыбкина и сорвать тем самым переизбрание Путина на второй срок.

Бывший сотрудник Березовского Демьян Кудрявцев в беседе с ДОЖДЕМ заявил, что эта атака на бизнесмена – месть российских властей за то, что в Лондоне возобновили слушания по делу о смерти Литвиненко. Главным подозреваемым в нем проходит депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой.

Демьян Кудрявцев, экс-глава ИД "Коммерсантъ": Есть ощущение ответа. Вы мне плюнули на плечо, я вам разобью окно в автомобиле. Сейчас в Лондоне идут слушания по делу Александра Литвиненко. У российских властей есть ощущение, что за этими слушаниями, за инициацией этих слушаний стоят лоббисткие усилия Березовского. Вот на них надо каким-то образом ответить. То, что ответ на них таким образом не снимает саму проблему слушаний, не отвечает на поставленные этими слушаниями вопросы, это никого не волнует.

Мы пытались дозвониться до Бориса Березовского, но его телефон весь день отключен. О том, что бизнесмен причастен к убийствам и Владислава Листьева, и Александра Литвиненко, и Сергея Юшенкова – не раз говорил и бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов. А историю с исчезновением Рыбкина – назвал «блестящей пиар акцией, устроенной не без помощи Березовского». Юрий Скуратов был с нами на прямой связи.

Макеева: Юрий Ильич, здравствуйте!

Скуратов: Здравствуйте.

Макеева: Что вы имели ввиду, когда сказали, что это пиар-акция, и устроена она не без помощи Березовского?

Скуратов: В этой истории с Рыбкиным не только о пиаре шла речь, но и о том, что это похищение связано с далеко идущими последствиями – срыва выборов и неучастия кандидатов. Я думаю, что ситуация с Рыбкиным точно отражает истинное положение вещей. Фильм достаточно точно отражает.

Макеева: Его хотели убить. Вы разделяете это мнение?

Скуратов: Там этого не сказано, но его жизнь была под угрозой.

Казнин: Вы заявляли о том, что Березовский причастен. Почему столько лет эта версия никак не рассматривалась? У вас были доказательства? Почему, если они были, столько лет лежали под сукном?

Скуратов: Дело в том, что в тот период, когда все это происходило, я уже не был генеральным прокурором. Я высказывался как обычный гражданин и не мог принять каких-либо процессуальных решений.

Казнин: Вы как обычный гражданин знали о том, что Березовский причастен к похищению Рыбкина?

Скуратов: Да, я был информирован об этом.

Казнин: У вас были доказательства?

Скуратов: Нет, у меня не было доказательств, но информация была. Это разные вещи.

Макеева: А по вашей версии, с какой целью был похищен тогда Рыбкин? Какую цель преследовал Березовский?

Скуратов: В фильме четко сказано об этом. Задача была в том, чтобы сорвать выборы. А вторая – фигуру Рыбкина сделать более значительной, привлечь внимание к нему, увеличить его шансы на победу, чтобы он стал реальным игроком на этом процессе.

Казнин: У него же не было шансов.

Скуратов: Видимо, Борис Абрамович считал по-другому.

Один из главных героев расследования – Иван Рыбкин – не любит вспоминать события 2004-го года. Сразу после таинственного исчезновения все слухи о том, что его похитили, он опровергал и утверждал, что просто поехал отдохнуть в Киев. Затем передумал и признался, что попал в лапы неких людей из ФСБ, которые накачали его наркотиками. И он был без сознания четыре дня. А когда очнулся, ему показали видеозапись, где он совершал «отвратительные действия с ужасными извращенцами». И если он не снимет свою кандидатуру, то видео обнародуют.

Мы пообщались с Иваном Рыбкиным тоже.

Казнин: Здравствуйте, появилась «старая новая» версия о том, что Березовский вас похитил.

Рыбкин: В «извращенцам» отношения не имею. Показывая кассеты, потрясли, так сказать: вот это. И все. Я в отличие от Юрия Ильича Скуратова ни в какие кассеты не попадал. Он у нас большой специалист по этой части.

Казнин: А все-таки кто вас похитил?

Рыбкин: Я поехал по доброй воле.

Казнин: Куда?

Рыбкин: В Киев. Для того, чтобы конфиденциально встретиться с тем, с кем хотел встретиться.

Казнин: Похищения не было?

Рыбкин: Я поехал туда не будучи кандидатом в президенты. А про шансы: те люди, которые привыкли болтать на вольные темы, так рассуждают. Я думаю, были бы проценты, на основании которых можно было создать серьезную политическую структуру. Вот это да. Так и задумывалась. Поэтому поехал для того, чтобы встретиться с тем, с кем хотел встретиться. Потом, будучи в Киеве, услышал, что зарегистрирован Центральной избирательной комиссией в качестве кандидата в президенты. Может быть, полагаю, что кому-то стали приходить в голову шальные мысли в отношении не столько Иван Петровича Рыбкина, сколько кандидата в президенты РФ. Вот и все. Но мне это неведомо. Просто услышал в фильме про некие прослушки и прочее, но они-то, с моей точки зрения, уже записывались с нарушением законодательства Украины. Может, что-то и было. Всегда вокруг фигур кандидатов в президенты вьются эти шальные мысли и различные варианты. Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.

Казнин: Вас хотел убить Березовский. Как вы это прокомментируете?

Рыбкин: Не знаю, насколько Борис Березовский хотел убить Ивана Рыбкина. Мне думается, что это какая-то чушь.

Макеева: Нам удалось связаться с Борисом Березовским, пока шел разговор с Иваном Петровичем, и он сказал, что ВГТРК, по его мнению, должны ему денег, поскольку проиграли уже иск о клевете. Поэтому  сняли фильм, ему не звонили, не спрашивали, какова его версия событий. Иван Петрович, если не было похищения, в фильме напрасно намекается на причастность Березовского. У вас претензий к нему нет?

Рыбкин: Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Вокруг Бориса Абрамовича очень много разных людей бывало. О чем они могли там говорить, болтать в вольной теме? У нас сейчас ведь болтунов от политики развелось очень много. Мне думается, Борис Березовский, будучи одним из семи моих заместителей по Совету безопасности и по урегулированию ситуации в Чеченской республике, который был со мной на фронте и мог быть убит в любое время, в отношении своего коллеги по этому фронту так поступить, наверное, не может. Я так думаю. 
Другие выпуски