«Сидит бабушка у подъезда – мы теперь и ее к СМИ приравняем?» Как Госдума заставляет блогеров быть журналистами

18/04/2014 - 16:46 (по МСК) Анна Монгайт

Госдума собирается приравнять блогеров к средствам массовой информации. Сегодня депутаты рассматривают во втором чтении пакет «антитеррористических» законопроектов. Уже известно, что поправки одобрены профильным комитетом и рекомендованы к принятию. Помимо изменения статуса блогеров они предполагают расширение полномочия спецслужб, ужесточение уголовного наказания, а также усиление контроля за интернет-трафиком. 

Если вашу страницу в социальной сети ежедневно посещают более трех тысяч человек, вам придется зарегистрироваться в качестве СМИ – такую норму содержит поправка, внесенная в «антитеррористический» пакет законопроектов. Кроме того, популярным блогерам, которые ведут пародийные аккаунты придется расстаться с анонимностью – их личные данные планируется заносить в специальный реестр Роскомнадзора. Именно это ведомство, контролирующее СМИ, теперь займется и блогерами.

Авторы документа – депутаты Алексей Митрофанов, Андрей Луговой и Вадим Деньгин. «Дождь» попытался связаться с ними, однако предоставить оперативный комментарий эти парламентарии не смогли. По данным «Независимой газеты», эту поправку готовили буквально в авральном режиме, ее даже не успели полноценно обсудить. Впрочем, это обстоятельство не помешало профильному думскому комитету поправку одобрить и рекомендовать к принятию.

Против поправки уже выступила «Справедливая Россия». Первый замглавы фракции Михаил Емельянов посчитал странным, что к СМИ пока приравнять хотят только блогеров, а бабушек у подъезда – еще нет.

Михаил Емельянов, первый замглавы фракции «Справедливая Россия» в Госдуме: Сегодня утром буквально ее увидел, пришлось быстро принимать решение. Мне сложно понять, как они будут воплощать эту норму в жизнь, учитывая, что блогерам легко уйти в иную юрисдикцию.  Здесь больше эффект для чиновников, которые либо хотят отличиться, либо хотят имитировать решение проблемы, которую они видят, но реально не решают – под шумок борьбы с террористами накинуть платок на наиболее активную часть общества. СМИ и блогеры – это распространители информации, но это единственное, что их объединяет. Сидит бабушка у подъезда, много-много общается, разносит много-много информации, ну так мы теперь и бабушку к СМИ приравняем?

В первом чтении документ приняли в конце февраля. Уже тогда он вызвал критику, а пользователи Интернета заговорили о грядущей зачистке виртуального пространства. Тогда, напомним, документ обязывал сетевые компании хранить в течение полугода интернет-трафик, включая мейлы, записи в блогах, а также аудио  и видеофайлы, чтобы по первому требованию предоставить все это силовикам. За нарушение – штраф 200 тысяч рублей.

Ко второму чтению норму решили смягчить. Теперь все эти обязанности предлагается распространять на госструктуры и лицензированных операторов, а частных лиц решили от этого освободить. И, судя по всему, эти изменения решили компенсировать поправкой о блогерах.

Эта инициатива вполне укладывается в тенденцию последнего времени, говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности: Смысл в этом есть только в том случае, если климат в стране споспешествует этой самой чудовищной тенденции закрытости. На сегодняшний день мы с вами живем в обществе, где не хотят знать плохих новостей. Это советское правило. Мы жили в куколке информационной безопасности. У нас не было ни землетрясений, ни стихийных явлений, ничего не было. И это было очень хорошо, советский человек себя прекрасно чувствовал. Мы к этому сейчас и двигаемся

Если блогеры-тысячники попадут под контроль Роскомнадзора, их блог, как и СМИ, может быть закрыть по решению суда после второго предупреждения, а значит, и доступ к информации на странице будет закрыт.

Уже сейчас пользователи соцсетей обсуждают, как именно технически можно обойти новые ограничения. Например, предлагается использовать одноразовые аккаунты или делать перепост, не подписываясь на популярного блогера. Примерно то же самое происходило и после запрета блога Алексея Навального – пользователи стали еще активнее распространять эти материалы.

Кстати, на западе для такого явления еще в 2003 м году было придумано свое название – «эффект Стрейзанд». В 2003 году она попыталась отсудить 50 миллионов долларов у фотографа, который в рамках проекта по изучению эрозии калифорнийского побережья случайно сделал вот этот снимок ее дома.

Иск многократно увеличил интерес с фотографии. Если до это этого ее скачали всего шесть раз, то уже через месяц после подачи иска число скачиваний достигло 420 тысяч.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко; californiacoastline.org

Другие выпуски