Сергей Капков про низкую явку избирателей: это показатель прозрачности и честности выборов – пришло столько, сколько пришло

08/09/2013 - 21:39 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт
Низкую явку избирателей на голосование за мэра Москвы 8 сентября мы обсудили с исполняющим обязанности начальника Департамента культуры Правительства Москвы Сергеем Капковым.
Монгайт: Сергей, вы будете выступать сегодня на «Собянинге», как называют его теперь…

Капков: Нет, я не планировал. Этот же митинг проводят, как я знаю, профсоюзы, заявку подписали и ряд общественных деятелей: Мария Миронова, Максим Шевченко, по-моему, Карен Шахназаров.

Монгайт: Там Собянин обещал быть?

Капков: Не знаю, потому что мы не организаторы этого митинга.

Лобков: Давайте не будем лукавить, потому что многие люди пишут в Twitter, что моя мама работает в департаменте таком-то и таком-то  ЖКХ, и ей сказали приходить на митинг.

Капков: И?

Лобков: Админресурс.

Капков: Всегда же можно не приходить. Что случится, если не придешь на митинг или не придешь на выборы?

Лобков: Как вы считаете, низкая явка на пользу Собянину или Навальному? Теперь уже можно говорить Навальному.

Капков: Низкая явка - это показатель прозрачности и честности выборов, пришло, сколько пришло. Мы никогда не знали, сколько приходило при Юрии Михайловиче Лужкове. Много это, мало - пришло то количество, которых мобилизовали все кандидаты.

Монгайт: Как вы считаете, возможен второй тур или нет?

Капков: Я считаю, что невозможен. Я только что пришел из Общественного штаба за наблюдением выборов, там та статистика, что приходит, говорит, что Собянин побеждает в первом туре достаточно уверенно.

Лобков: Но это на грани 50-52, здесь могут быть при тщательном подсчете, 2% - это в пределах статошибки.

Капков: Скорее всего, к большим цифрам приплюсовывают большую, хотя, наверное, и Навальный подрастет.

Лобков: Навальный уверен, что Собянин меньше 50. Это может быть использовано, скажем, вашим противником для мобилизации протестного электората.

Капков: То, что это будет использовано Навальным, я не сомневаюсь. Поэтому наша задача - рассказать и показать всем, что эти выборы были честными.

Лобков: Сергей Александрович, что будет для вас знаком того, что ваш основной противник – Навальный - признает выборы? Это должен быть звонок Собянину, это должно быть публичное телевизионное  выступление, как в Америке принято?

Монгайт: Как это формально должно произойти?

Лобков: Как бракосочетание, мало того, что люди живут вместе, надо и венчаться.

Капков: Я не считаю Навального своим противником или нашим противником. Я считаю его одним из кандидатов на этих мэрских выборах, которых очень долго не было в Москве. Признает он выборы или не признает, есть огромное количество общественных организаций, та же организация «Голос», есть Общественный штаб, есть общественные наблюдатели, если они признают, что выборы легитимны, то здесь неважно, что будет считать один или другой кандидат. Вопрос тех наблюдателей, которые есть на этих выборах.

Монгайт: Скажите, а вы останетесь работать в мэрии Москвы? Говорят, что вы хотите уходить.

Капков: Я не знаю. Это же вопрос, какая структура будет в мэрии Москвы, какие новые задачи, какие требования, какие вызовы у мэра будут.

Лобков: А вы выполнили свою программу работы в мэрии?

Капков: Я думаю, что не до конца, но те принципы, которые мы заложили, я думаю, что их уже невозможно ни разрушить, ни отменить.

Монгайт: Вы хотите остаться работать с мэром Собяниным в этой существующей мэрии?

Капков: Та существующая мэрия, которая была до сегодняшнего дня, ее со следующей недели не существует. Потому что, я так понимаю, что будут новые обсуждения, новые назначения, новые разговоры, может быть, новая старая структура мэрии. Ну и вопрос новых задач, которые мэр поставит перед нами на ближайшие пять лет.

Лобков: Такое ощущение, что мэр вами недоволен, такое проскальзывает.

Капков: Я не знаю, я этого не ощущаю.

Лобков: Люди из команды Собянина, там же есть две четких группы: ваша группа, Максим Ликсутов, группа молодых и креативных, скажем так.

Монгайт: Молодых и эффективных.

Лобков: … заместители мэра, и есть люди, которых Собянин унаследовал от лужковской администрации. Это Петр Павлович Бирюков в частности, представители старой хозяйственной школы. Как вы считаете, в новой мэрии произойдут чистки, перемены?

Капков: Я думаю, что новые люди появятся в мэрии Москвы, но я не думаю, что это будут кардинальные перемены. Я просто этого не знаю.

Лобков: Как? С вами не делится Сергей Семенович?

Капков: До выборов никто ни с кем не делится. Когда идут выборы, мы работаем на своих местах дальше. Мы все - исполняющие обязанности. После выборов будет структура правительства Москвы, будут новые старые министры или новые-новые министры. Это спокойный вопрос, смена бюрократии - полезная вещь.

Монгайт: Как вы считаете, возможен ли приход Навального в качестве чиновника в мэрию? Все-таки он набрал довольно много голосов, значит, его люди поддерживают.

Капков: Люди его поддерживают, у него есть свой электорат, но это не значит, что он хочет, или его видят в правительстве Москвы.

Лобков: Почему же? Говорил Леонид Печатников: «Я практически выполняю программу Навального», Сергей Собянин сказал, что «Навальный - заслуженный коммунальщик Москвы, он хорошо знает проблему города, только жаль, что он пишет редко на наш сайт, а все на свой, в основном». То есть некое признание заслуг Навального со стороны мэрии.

Капков: То, что мы двигаемся параллельным курсом, вопрос в том, что Печатников это делает, а Алексей Анатольевич это говорит. Это разные вещи.

Лобков: У него нет полномочий просто. Он не может написать приказ или распоряжение как мэр.

Капков: Надо понимать, есть ли у него профессиональный уровень, чтобы работать в мэрии Москвы.

Лобков: А как вы считаете?

Капков: Я считаю, что он грамотный специалист, грамотный юрист, но сможет ли он работать в мэрии - это большой вопрос именно к Алексею Навальному.

Монгайт: По вашему опыту работы в московском правительстве, что нужно изменить, ведь прекрасный повод подвернулся сейчас?

Капков: Менять ничего не нужно. Нужно понять ориентиры, куда мы развиваемся, что мы делаем, что является приоритетным, какие новые программы появятся. Потому что любой бюджет живет по неким программам, если парки - то это развитие индустрии туризма и отдыха, если культура - то программа культуры Москвы, программа московского здравоохранения, программа московского образования. Если появятся новые программы, они будут подтверждены деньгами, и появятся люди, отвечающие за реализацию этих программ.

Лобков: Ваши конкуренты считали, что, несмотря на огромный бюджет Москвы, на каждого москвича получается расходов в городскую инфраструктуру гораздо меньше, чем в Нью-Йорке, хотя бюджет Нью-Йорка сопоставим с бюджетом Москвы, это значит, что денег уходит…

Капков: Согласен полностью, только наши конкуренты никогда не договаривали, что социальные расходы города намного больше, чем социальные расходы Нью-Йорка. Потому что у нас другая медицина, она не частная, а государственная, у нас другой транспорт, и у нас другие инвестиции в инфраструктуру.

Лобков: А эти проекты амбициозные: строительство московского метро, гигантские работы по озелененью,  я не буду говорить об их качестве, я вижу, сколько тут отбито, носили они предвыборный характер или носили плановый характер?

Капков: Они носили плановый характер, они все расписаны до 2016 года, больше того, это защищенные статьи бюджета.

Лобков: Просто было ощущение, что перед выборами все как-то интенсифицировалось, они все успели сделать ко Дню города.

Капков: На самом деле, не перед выборами, а перед Днем города. Мы стали жить циклом с прошлого Дня города до нового Дня города, поэтому это не новогодний цикл, как традиционно был с 1 января по 1 января, от Дня города до Дня города.

Лобков: От Дня города до Дня тишины.

Капков: До Дня тишины, это в этом году так получилось.

Монгайт: Если подводить итоги, в том числе работы вашего департамента, к какому этапу вы подошли? Что вы успели самое важное?

Капков: Мы успели вести терминологию «общественное пространство», мы забрали 56 парков из комплекса жилищно-коммунального хозяйства, из такой компании «Мосзеленхоз», в департамент культуры. Мы задали стандарт благоустройства этих парков, буквально завтра мы открываем новый парк на улице Лионозова, который мы сделали с архитектором Григоряном, с привлечением международных архитекторов. Удалось сделать новые театры, новые театры за счет смены ротации людей, работающих там, художественных руководителей. Мы понимаем, что такое новый московский Дом культуры, и мы достаточно сильно продвинулись в музыкальном образовании. Мы начали совместную работу с департаментом образования, и у нас уже появляется стандарт московского школьника, когда мы хотим, чтобы каждый московский школьник два раза в год посещал музей и два раза в год посещал театр.

Лобков: Последний вопрос: чем вы объясняете низкую явку москвичей сегодня на выборах?

Капков: Тем, что есть инертность сознания. Те люди, которые голосуют за Собянина, считают, что он и так победит. Алексей Анатольевич Навальный собрал полностью свой электорат, который хотел за него голосовать.

Монгайт: А вы поздравили Собянина по телефону уже или вы лично его поздравили?

Капков: Я был в Общественном штабе, поэтому я не видел Сергея Семеновича. Но когда у меня будет такая возможность, я обязательно его поздравлю.

Другие выпуски