Сергей Давидис: организаторы акции 5 мая отказались от нее в нашу пользу

30/04/2013 - 19:40 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Московские власти отказались согласовывать шествие 6 мая. Только митинг на Болотной. Оппозиция хотела повторить маршрут акции годовой давности – но в мэрии это посчитали невозможным – мол, помешает готовиться к параду 9 мая.

До этого мэрия уже согласовала другое шествие – 5 мая – от Калужской площади и до Болотной, где затем тоже пройдет митинг. Сторонники протестовать 6 числа попробуют еще раз договориться с мэрией уже 2 мая.

А у нас в гостях был Сергей Давидис, член координационного совета оппозиции, член бюро движения «Солидарность».

Арно: На 2 мая надеетесь? Дадут что-то эти переговоры?

Давидис: Надежда есть, поскольку это именно мэрия предложила ещё один тур переговоров, вчера и сегодня  наши коллеги-заявители акции предложили ряд других маршрутов помимо того, что предлагали с самого начала. Это и по Пятницкой, и по набережной канала, несколько вариантов, которые позволяют , не затрудняя  трафик в городе в рабочий день, провести шествие. Мы на это рассчитываем и будем дальше стараться.

Казнин: Почему так принципиально шествие?

Давидис: Не то, что оно так принципиально, важно провести акцию, тем не менее,  запрос есть и на шествие тоже. Люди хотят не только послушать, но и самим сделать что-то, сделать это на шествии  более возможно, чем на митинге.

Казнин: А какие-то варианты предлагались мэрией?

Давидис: Предлагались с нашей стороны, со стороны мэрии не предлагалось. Вчера с заместителем начальника департамента  региональной безопасности,  с господином Олейником общались товарищи наши, сегодня с начальником этого департамента, с господином Майоровым, мэрия взяла тайм-аут и предложила встретиться во вторник.

Арно: Как поживают ваши оппоненты, призывающие выйти 5 числа?

Давидис: Это не оппоненты, это Экспертный совет оппозиции. Просто люди захотели и захотели, мне, честно говоря, трудно комментировать.

Казнин: Тем не менее, ваши соратники называли здесь их спойлерами и провокаторами.

Давидис: Это де-факто получается спойлерство, я не думаю, что у них есть желание навредить этой акции. Есть желание  самовыразиться, есть абсолютное чувство правоты, как это бывает у людей, которые не привыкли к ответственности организации  больших акций. Я не стал бы в них кидаться камнями. Они предложили Координационному совету эту акцию забрать, фактически передали её, поэтому я, честно говоря, не думаю, что она состоится.

Казнин: А почему не удалось договориться как-то, чтобы не было раздора?

Давидис: Я думаю, что раздора и не будет, я думаю, что акция 5 мая не состоится. В ситуации, какая у нас есть сейчас, что нет явного достижений протестного движения, наоборот есть шквал репрессий, люди отказываются от каких-то проторенных идей, хотят чего-то нового.  В этом смысле коллеги, которые предлагают провести акцию 5 числа, просто отвергают те авторитеты, которые есть, говорят: «А давайте мы по-другому сделаем». Мне кажется, что единство важнее в данном случае.

Казнин: А они-то как раз уверены, что состоится акция, и призывали  всех сторонников Координационного совета тоже прийти 5 числа.

Давидис: Вчера они прислали Координационному совету письмо, в котором  предлагают КС эту акцию забрать вместе с уведомлением, с бюджетом  и распоряжаться ею самим. Я думаю, что ещё какие-то коммуникации будут, посмотрим.

Казнин: Что значит забрать?

Давидис: Полностью взять в распоряжение в свои руки.

Казнин: Но есть шестое, в таком случае получается, что КС отказавшись …

Давидис: Совершенно верно, КС не будет проводить такую акцию, если он её примет. В любом случае, я полагаю, что какое-то решение, которое позволит отказаться от акции пятого в пользу шестого, будет найдено.

Казнин: Они тут у нас сидели за столом и утверждали, что на самом деле это удобнее – выйти в выходной день, шествие разрешили…

Давидис: Поздно менять коней на переправе. Это можно было обсуждать раньше, но сейчас важно единство, потому что   если будет представление, что можно тогда прийти, тогда, то не будет понимания того, что единая  акция проходит шестого, не будет понимания, что она проходит пятого.

Арно: И не надо забывать, что это православная Пасха, когда люди захотят посидеть дома с семьёй.

Давидис: Совершенно верно, я не говорю про рациональные аргументы, есть аргументы и за то, и за сё, есть люди, которые хотят выйти в Пасху, но принципиально, если избран один день, а всё-таки КС избран 80-тысячами человек именно для того, в частности, чтобы координировать публичные акции. Поэтому если он по разным причинам, в том числе  и из-за того, что Пасха, в том числе из-за того, что единство даты, играет большую роль, не надо  устраивать альтернатив, даже если мотивы благие, получается вредное спойлерство.

Казнин: Вы ждёте также 6 числа и националистов, и…

Давидис: Мы ждём всех, для кого важно выразить солидарность «Болотному делу», «узникам Болотного дела», а с другой стороны, для кого вообще важна идея свободы, потому что эта акция посвящена требованию свободы в широком смысле. В первую очередь – солидарность с теми людьми, которые сейчас находятся за решёткой или преследуются незаконно по «Болотному делу», но и шире, мы не можем уходить только в оборону. Мероприятие 6 мая было посвящено не столько узникам  в прошлом году, а требованию свободы в смысле и честных выборов, и соблюдения закона, гарантии соблюдения прав человека. Мы должны помнить о тех требованиях, которые лежат в основе, а не только об освобождении.

Казнин: Про системную оппозицию хотел спросить. После того, какие законы принимает Госдума в последнее время, наверное, странно было бы предполагать, что  вы готовы, например, принять на этой  акции и «Справедливую Россию», и КПРФ. Или нет?

Давидис: Я думаю, что это такой беспредметный разговор, «Единую Россию» готовы или не готовы…

Казнин: «Справедливую Россию».

Давидис: Я понимаю, «Справедливая Россия» совершенно чётко выразила свою позицию по отношению к уличному протестному движению, по отношению к Гудковым и Пономарёву. Обсуждать возможность её прихода просто бессмысленно. Она явно сказала, что это не её, она не поддерживает.

Казнин: То есть произошло чёткое разделение на системную и несистемную  оппозицию?

Давидис: Есть состоящие в партии Гудков и Пономарёв, которые готовы и наверняка будут там, но партия, как субъект, совершенно не поддерживает эти ценности и требования. Чего обсуждать это? КПРФ, если она захочет, будет, конечно, принята. Неважно в данном случае, за что они голосуют, если они сочтут поддержать идею солидарности  с «узниками Болотного дела» и свободу вообще, они имеют право присоединиться, нет такого фильтра, чтобы кого-то не пускать.

Казнин: Тем не менее, они голосуют за «антисиротский закон», закон об НКО.

Давидис: Это безобразно, они вступят в конфликт сами с собой, мы мешать вступать им в этот конфликт не будем. Пускай они делают что-то хорошее, чем только плохое, в конце концов.

Арно: Согласованное число участников на 6 мая – 30 тысяч. Сколько реально придёт, по-вашему?

Давидис: Такое гадание – дело затруднительное, в прошлый раз, когда год назад проводили мероприятие, было указано 5 тысяч не потому, что  мы хотели занизить, а потому что реально  было ощущение, что людей придёт мало, а пришло не меньше 60 тысяч. В этом смысле я думаю, что 30 – это средневзвешенная оценка, вполне разумная сейчас. А что жизнь покажет – посмотрим.

Другие выпуски