Сечин пошел дорогой Ходорковского. Миноритарии ТНК–BP остались без денег

06/06/2013 - 23:24 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер

«Это все наши деньги». Глава компании «Роснефть» Игорь Сечин оставил миноритарных акционеров поглощенной им ТНК–BP без дивидендов. До этого из национализированной нефтяной компании были выведены почти все наличные деньги.

Как методы Сечина отражаются на инвестиционном климате и чем они похоже на методы Михаила Ходорковского? Об этом – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Сегодня совет директоров ТНК-ВР рекомендовал собранию акционеров, крупнейшим из которых с недавних пор стала «Роснефть», не выплачивать дивиденды за 2012 год. На этом многомесячную борьбу миноритарных акционеров ТНК-ВР с Игорем Сечиным за право получить долю в компании можно считать законченной. ТНК-ВР с момента ее создания в 2003 году была одной из самых популярных российских компаний среди российских и международных инвесторов. Такое отношение она завоевала благодаря очень высоким дивидендам. Это частая история, когда у компании два равноправных акционера. В данном случае это были британская ВР и консорциум российских акционеров «Альфа Групп Аксесс и Ренова». Каждый год они выплачивали себе, а также держателям 5% акций, размещенных на Московской бирже, 40% прибыли или примерно 2,5 млрд. долларов. То есть миноритариям доставалось более 100 млн. долларов. За столь щедрые дивиденды ТНК-ВР получило от инвесторов звание «кэш-коу», что можно буквально перевести, как «дойная корова», дающая наличные. Так вот доили ее до 2011 года, пока русские акционеры окончательно не перессорились с британскими, ну, а потом пришел Игорь Сечин. В октябре прошлого года, когда «Роснефть» договаривалась о покупке ТНК-ВР, Сечину задали вопрос о том, что будет с наличными деньгами, которые остались на счетах поглощенной компании, и продолжит ли она выплачивать дивиденды. «Это все наши деньги», - ответил Сечин, и эти слова, бесспорно, войдут в анналы российской корпоративной истории. Инвесторы сразу все поняли и начали распродавать акции. За несколько дней они рухнули на 25%. Следующий обвал случился 21 марта, когда сделка была закрыта. В итоге за полгода, с момента прихода Сечина в ТНК-ВР, компания подешевела в три раза, а российский фондовый рынок потерял бумагу, которая привлекала на Московскую биржу иностранных инвесторов со всего мира.

Но самое удивительное ожидало впереди, когда стало ясно, что именно имел в виду Сечин, говоря «это все наши деньги». Это не значило, что дивиденды не будут выплачиваться, чтобы пустить деньги на развитие компании. Это означало, что деньги из нее выведут, но таким способом, чтобы миноритариям не досталось ни копейки. Сделано это было просто: сразу после закрытия сделки «Роснефть» взяла кредит теперь уже у дочерней компании ТНК-ВР на 10 млрд. долларов. Самое удивительное то, что примерно за такие же операции свой второй приговор получил бывший владелец компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Суд установил, что он нанес ущерб миноритарным акционерам, выкупая у дочерних компаний нефть по заниженным ценам.

Владимир Милов, глава Института энергетической политики: Действия Сечина в значительной степени не просто похожи на схему Ходорковского, они по-настоящему тянут на состав. По сути дела, речь идет о выводе серьезных денежных средств из бочек, которые должны использоваться были бы на производственные нужды. Это ровно то, в чем обвиняли Ходорковского по второму делу, что он чего-то там у дочек похитил и присвоил. Но здесь даже дело не в аналогиях с ЮКОСом, просто в том, что Сечин и его ребята идут на прямые незаконные действия, как мы, в частности, видим по миноритариям. И, в принципе, это все тянет на такое большое уголовное дело.

Тут еще следует вспомнить, каким именно способом «Роснефть» покупала активы обанкроченного ЮКОСа на аукционе. Для этого использовалась подставная фирма «Байкал финанс групп», зарегистрированная, напомню, в рюмочной в Твери. То есть, по сути, использовалась ровно та схема, которую ставят в вину нынешним олигархам, участвовавшим в залоговых аукционах 90-х годов. Получается, что Сечин, которого называют одним из инициаторов посадки Ходорковского, с большим уважением относится к методам ведения бизнеса, которые применял сам Ходорковский. Мало того, став, как когда-то Ходорковский руководителем крупнейшей нефтяной компании в России, он с удовольствием применяет эти же методы уже в своем бизнесе. Видимо, глава «Роснефти» Игорь Сечин полностью уверен, что ему никогда не придется предстать перед судом по тем же обвинениям, что и Ходорковский. Такой уверенности в себе можно только позавидовать.

Другие выпуски