Саймон Шустер: «Шпион Фогл расследовал дело Царнаевых и поэтому очень торопился»

15/05/2013 - 23:32 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер
Задержание Райана Фогла и шпионские игры России и США ведущие ДОЖДЯ Михаил Зыгарь и Лика Кремер обсудили с корреспондентом журнала Time Саймоном Шустером. 

Зыгарь: Какие твои эмоции по поводу произошедшего?

Шустер: Первая реакция была смех, конечно, потому что я как журналист тоже люблю посмеяться и поиздеваться над нашими спецслужбами, особенно когда они так нелепо и смешно себя ведут. Конечно, хотелось бы надеяться на то, что ЦРУ действует наиболее тонко, умно и без парика.

Кремер: У меня была первая мысль, что они его сейчас обменяют на Бута. Была ли какая-то у вас первая мысль?

Шустер: Осмыслить  это довольно просто, особенно если послушать высказывания того же агента ФСБ, который вызвал на ковер и их отчитывал, как маленьких мальчиков. Он сказал, что это было связано с обменом информации по Северному Кавказу, из чего можно сделать вывод, что американцы все-таки были недовольны той информацией, которая поступает из Северного Кавказа от России по поводу бостонских терактов и возможных связей Тамерлана Царнаева в Дагестане. 23 апреля агенты ФБР допрашивали родителей братьев Царнаевых в Дагестане в здании ФСБ по Дагестану. Видимо, там у них появились новые знакомства с агентами, которые занимаются непосредственно на месте контртерроризмом. Они хотели продолжить эти контакты с людьми, которые занимаются этими вопросами на Кавказе, и предложили им крупную сумму.

Зыгарь: То есть на самом деле карикатурный агент Фогл расследовал теракт в Бостоне, и тут становится уже не очень карикатурно.

Кремер: То, что вы сказали, подтверждает версии некоторых экспертов о том, что Фогл очень торопился, поэтому таким дурацким способом провалил свою миссию.

Шустер: Да, думаю так, особенно учитывая то, что журналисты продолжают выявлять информацию про связи Царнаева в Дагестане, в том числе либо не знали  американскикие власти. Этот начальник из ФСБ, который отчитывал Фогла и других, говорил, ну что ж вы нас так, именно когда мы даем вам всю полную информацию по поводу Бостона, почему вы так нас оскорбляете.

Кремер: Сегодня поступила еще информация по поводу того, что подобное выдворение сотрудников на подобной же должности произошло в январе, при этом оно не было предано такой огласке, не было съемки, не было фотографий.

Зыгарь: Если хорошо вспомнить хронологию, получается, что первого шпиона поймали через пару недель после принятия закона Димы Яковлева, а второго шпиона поймали спустя пару недель после принятия списка Магнитского, и в этот раз уже не смогли промолчать. Связано это как-то с внешнеполитическими трениями?

Шустер: Я не думал об этом. Но было бы логично после принятия закона Димы Яковлева дать огласке такой случай, чтобы ударить по репутации американским спецслужб или американского государства вообще. Явно, что эта инсценировка была для внутренних политических целей российской власти, чтобы подчеркнуть необходимость той войны с иностранными агентами, которые нас окружают везде. Для этого это было так разыграно, что прямо так в лицо его снимают, снимают парик. Такой маленький цирк. Почему это не сделали в январе, без понятия. Видимо, не было необходимости.

Зыгарь: Я не могу поверить, что агент спецслужбы любой страны может вести себя так странно.

Кремер: Ему нужно было замаскировать свое лицо, и он придумал самый быстрый способ.

Шустер: Правда, нет подтверждения, что это агент ЦРУ. Мне очень хочется как гражданину США надеяться, что ЦРУ был бы более хорошо подготовлено. Возможно, что это просто невысокопоставленный сотрудник посольства, который хотел написать очень красивый депеш обратно в Вашингтон про бостонский теракт.

Кремер: Непонятно, почему такие суммы денег фигурируют.

Шустер: Да, у него было 100 тысяч евро с собой. Почему евро? Тоже как-то обидно. Наши зеленые уже не работают. Совсем смешно.

Кремер: Есть ли какое-то обсуждение по поводу американской агентурной разведки? Мы сегодня слышали мнения, что это самое слабое место в ЦРУ.

Шустер: Смотря где. У меня нет никакой инсайдерской информации, просто по сообщениям похоже, что у них все довольно хорошо складывается на Ближнем Востоке. Это сейчас регион, который больше всего интересует американские спецслужбы. В России, похоже, намного меньше. Если вспомнить депеши wikileaks, там были названы некоторые источники американских дипломатов. Может быть, у ЦРУ источники получше, но те, которые были названы там, у меня больше источников как корреспондента в России.

Кремер: Кстати по поводу ваших источников. Вы лично когда-нибудь оказывались под подозрением у спецслужб?

Шустер: В России иностранный журналист, так же как, наверное, корреспондент ИТАР-ТАСС в Вашингтоне, живет под… Понятно, что есть агенты контрразведки, которые наблюдают, следят, смотрят, не прикрытие ли это для шпиона. Понятно, что мне постоянно люди говорят «шпион» в начале любого интервью с чиновником или представителем правоохранительных органов, сразу смеются, что пришел американский шпион. 
Другие выпуски