РЖД превращается в «Газпром». В кампанию против Якунина включился глава ФАС Игорь Артемьев

24/07/2013 - 22:31 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Усадьба, шубохранилище, псевдоотставка, офшорная мафия, разоблачения Навального, а теперь еще и Игорь Артемьев. Глава Федеральная антимонопольной службы обрушился с резкой критикой на РЖД и его руководство.

Артемьев недоволен высокими тарифами, ограничением конкуренции, неповоротливостью и непрозрачностью компании. В РЖД все обвинения, естественно, отрицают. О новой атаке на Владимира Якунина – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Глава ФАС Игорь Артемьев вывалил на РЖД целый вал критики. Во‑первых, тарифы на железнодорожные перевозки самые высокие в мире. Во‑вторых, эти тарифы имеют исключения, которых добились лоббисты, что в итоге нарушает конкуренцию. В‑третьих, все это привело к тому, что продукты питания из Краснодара в Новосибирск возить грузовиком дешевле, чем поездом. И наконец, самое страшное обвинение, которое только можно представить себе: «Вы как «Газпром», - говорит Артемьев, - Сейчас  она (монополия РЖД) все блокирует, она ничем не сотрудничает, то есть примерно становится  нашим вторым, уже железнодорожным, "Газпромом", который, в общем, и не начинал никаких реформ".

Никакой пощады. Жестко и бескомпромиссно. Впрочем, в РЖД не побоялись ответить. Там упирают на то, что тарифы железных дорог растут медленнее цен на основные промышленные товары, а значит, и доля транспортных расходов в их конечной стоимости снижается. Мало того, эксперты отмечают, что на самом деле, например, в США тарифы по некоторым видам перевозок выше, чем в России. Другое дело, что там просто нет таких гигантских расстояний, как у нас. При этом в РЖД поддерживают идею внесения некоторых поправок в тарифы. Но вообще сам предмет спора с антимонопольщиками поражает. Речь идет о документе под названием «прейскурант 10‑01», в котором перечислена стоимость всех видов перевозок. Начнем с того, что документ этот разработан 1974 году, то  есть полвека назад. Можете себе представить, какое количество правок было внесено за это время. Чтобы в нем разобраться, впору создавать отдельные научно‑исследовательские институты

Конечно, в такой сложной схеме есть свои плюсы для тех, кто хочет скрыть от правительства реальное положение дел с тарифами.  Единственный способ изменить ситуацию – это выкинуть нынешний прейскурант и написать новый с чистого листа. При этом, по словам эксперта Алексея Безбородова, не вносить в него исключения в пользу требующих помощи отраслей, а напрямую возмещать нуждающимся часть расходов на транспорт, как это делается в подобных случаях.

Но все-таки вернемся к главному обвинения Артемьева о том, что РЖД уже почти что превратился в «Газпром». Действительно, реформа отрасли идет очень медленно. Монополия с огромным трудом отдала частникам право управлять вагонами. На рынке появилось довольно много крупных компаний. Впрочем, сама РЖД с огромным нежеланием продает принадлежащие ей грузовые компании. Но после вагонов пришла очередь локомотивов, то есть дать право частным компаниям покупать собственные локомотивы и обходиться уже вовсе без РЖД, не считая платы за проезд. И вот недавно в Минтрансе заявили, что либерализация, которой ожидали в этом году, снова откладывается. Пока частные локомотивы не выгодны для самого государства.

В общем, конфликт есть, а выхода из него, без сильной политической воли, нет. К слову сказать, представители антимонопольщиков, которые жалуются на тарифы, сами входят в комиссию по тарифам. Но получается, что повлиять на ситуацию никак не могут. Выходит, Артемьев просто решил поучаствовать во внезапно начавшейся кампании против Якунина с пока неясными целями и конечными интересантами. А  к реформе и тарифам РЖД эта кампания имеет мало отношения.

Другие выпуски