Российские генералы разоблачают Дмитрия Медведева

08/08/2012 - 20:25 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

«Трусость Медведева убила 1000 человек». Анонимный документальный фильм с таким названием сегодня, в четвёртую годовщину пятидневной войны, появился в интернете. В нем российские генералы обвиняют тогдашнего главнокомандующего Дмитрия Медведева в нерешительности.

По их мнению, жертв в августе 2008 года могло бы быть намного меньше, если бы Медведев не тянул так долго с приказом.

На youtube в открытом доступе находится лишь 7-минутная, короткая версия фильма. Длинная, 47-миминутная версия, появившаяся в сети под вечер, имеет более нейтральное название «Потерянный день». Основная часть картины – это фрагменты интервью генералов. Они утверждают, что Медведев никак не мог принять решения, поэтому российские военные до 9 августа 2008 года фактически не отвечали на агрессию Грузии.

Президент Владимир Путин и его пресс-секретарь Дмитрий Песков прокомментировали появление фильма. По их словам, интервью генералов истинные, это не монтаж. В нерешительности тогдашнего главнокомандующего Путин не винит. «Решение о применении вооруженной силы очень ответственное: там стреляют и гибнут люди. Прежде, чем его принять, надо десять раз подумать», – сказал Путин. Генералы из фильма утверждают, что план действий в случае агрессии к тому моменту существовал не первый год, но Медведев никак не решался им воспользоваться.

Кроме того, до сих пор все считали, что в отсутствии в Москве Путина Медведев сам, уже утром 8 августа принял решение о начале вооруженного вторжения в Южную Осетию. Путин, который накануне вечером в детском центре «Зеркальный» в Ленобласти, неожиданно сказал «три дня думали», отвечая на вопрос, насколько Россия была готова к войне (грузины и осетины к тому моменту воевали между собой уже более недели). Это фактически означает, что решение ввязаться в этот конфликт Медведев принимал не внезапно и не в одиночку, а оно было, как минимум, коллективным, если не путинским.

«Трусость Медведева убила 1000 человек» на youtube выложил 5 августа пользователь Аслан Гудиев, на сайте он зарегистрировался в тот же день. В своем профайле пользователь указал только, что ему 31 год, и он живёт в России. В финальных титрах указано: фильм был снят на студии «Альфа» г. Тверь в 2013 (!) году.

У нас в студии был Виктор Литовкин, военный корреспондент, обсудили с ним эту тему.

Макеева: Что вы об этом думаете? Это история вообще какая, на ваш взгляд? Это история абсолютно внезапная и свидетельствует, скорее, о неких распрях внутри тандема? Или это, допустим, то, что люди, посвященные в события, разбирающиеся в военной теме, знали и подозревали, просто вдруг сейчас это всплыло наружу?

Литовкин: Нет, это все давно знали, потому что атака Саакашвили, так скажем, не Грузии, а Саакашвили, на Цхинвал в ночь на 8-е августа не была настолько внезапной, как об этом говорят. Дело в том, что еще за несколько дней, уже недели за 2-3, грузины сосредоточили свои войска вокруг Цхинвала и постоянно обстреливали. Там были и «грады», там были и гаубицы самоходные 122-х, 152-х мм, там танки вышли на боевую позицию. Кто был в Цхинвале – знает, Цхинвал находится в долине, вокруг Цхинвала горы, и те, кто занимает горы, видят Цхинвал как на ладони. И оттуда все время шел постоянный обстрел, снайперы стреляли, автоматчики стреляли, стреляли иногда и гаубицы, велась перестрелка. Называли это провокацией и так далее. Как-то слабо отвечали осетины на этот огонь.

А то, что агрессия должна была случиться со дня на день, это все знали, поэтому и готовились к тому, что не сегодня – завтра это произойдет. И у нас полк стоял за Рокским перевалом, ожидая этой агрессии. И когда в ночь на 8-е начали стрелять по нашим миротворцам, ребята стали гибнуть, когда стали стрелять по прямой наводке, грубо говоря, по Цхинвалу, по университету, по драмтеатру, по зданию правительства, по госпиталям, по школам  - было понятно, что это массированная будет агрессия.

Казнин: Если все ждали, почему так долго тянули? Все-таки кто отдал приказ?

Литовкин: Приказ мог отдать только Верховный главнокомандующий, на тот момент Верховным главнокомандующим был президент России Медведев. Но, видимо, Путин узнал об этом. Там любопытная деталь есть: если помните, Путин обратился к Бушу, они были вместе на Олимпиаде в Пекине, он обратился к Бушу и сказал: «Что такое творится, твой Саакашвили что делает?» Буш его похлопал по плечу и сказал: «Ничего, Володя, все будет в порядке». Поэтому и растерянность Путина можно понять в этот момент, он думал, что Буш остановит эту агрессию, но Буш этого не сделал.

Там не только нерешительность была, там просто была неготовность. Главное оперативное управление Генерального штаба в это время переезжало из здания на Арбате в здание на Ленинградском проспекте, затеяли ремонт Генерального штаба, поэтому все документы, все было где-то в пути, не разобрано ничего. И поэтому, кстати, начальник Главного оперативного управления Генерального штаба ушел в отставку после этого. Надо было найти министра обороны, министр обороны должен был как бы передать приказ Верховного главнокомандующего командующему Южного военного округа, Северо-Кавказский он тогда назывался. Тот должен был передать приказ 58-й армии, связь была очень слабая, потому что грузины врубили системы радиоэлектронной борьбы. Много было неясностей, и связи нормальной не было.

Макеева: Как вы считаете, почему вообще появилась эта кинокартина?

Литовкин: Я не хотел бы заниматься конспирологией, я просто знаю, что правда, она, рано или поздно, всегда обнаруживается, обязательно она будет обнаружена. И поэтому какие-то вещи… хотя мы все-таки победили, но с большой кровью, с большими потерями, но, как всегда, подвиг русского солдата, он закрывает всякие недостатки, всякие преступления и пробелы, которые есть. Но разбираться было сложно: ранен замкомандующего 58 армии, потеряно много людей, грузины устроили засаду на дороге от Рокского перевала к Джаве, от Джавы к Цхинвали, там очень узкая дорога, они убивали наших людей, отстреливали наши колонны. Вы знаете, были ранены наши коллеги: Саша Сладков был ранен – это корреспондент «Вестей», был ранен корреспондент «Комсомольской правды», офицер прикрыл своей грудью наших ребят, журналистов. Много чего было, и командующий 58-й армией связывался с генеральным штабом по телефону журналиста «Комсомольской правды», потому что другая связь не работала, а у ребят был космический телефон, они ему дали, он получал через него указания. Вот такая вот была обстановка. Я уж не говорю о том, что у нас не было ни разведки нормальной, ни связи нормальной не было, ни цели-указаний, ничего не было. Грузины были готовы ко всему.

Казнин: Вы же начали с того, что мы тоже были готовы ко всему?

Литовкин: Мы готовы были к броску, но это не значит, что они были технически подготовлены и были обеспечены всем необходимым, для того чтобы воевать.

Приказ отдал Медведев, планы на проведение контрагрессивной операции были разработаны, потому что существуют планы как бы на любые ситуации, на любое развитие ситуации.

Макеева: Почему грузинская сторона, Тбилиси считает признание, что с 2006-2007-го года существовал план возможного ответа на некую агрессию, - сенсацией, если вы говорите, что это совершенно нормально.

Литовкин: Они же все время утверждали, что это не они начали войну, это русские совершили агрессию против независимой суверенной Грузии, вы же помните, через каждые полчаса Саакашвили выходил в эфир: BBC, CNN, он всем рассказывал, что русские совершили, в то время, когда Путин находится в Пекине, Медведев находится на Волге, и он говорил, что русские генералы-агрессоры воспользовались тем, что не было того и другого, и обрушились на Грузию. На самом деле, русские генералы обрушились на Грузию уже через полтора-два дня, когда дошли до Цхинвала.

Макеева: Если русские генералы стали главными героями этой ленты, то есть это, может быть, такой ответ русских генералов, которых все упрекают, и вот они решили…

Литовкин: Дело в том, что русские генералы - в то время, когда они носят погоны - они не имеют права давать интервью, критиковать свое начальство и так далее. Вы видели, Балуевский уже давно в отставке, он уже даже не работает в Совете безопасности, он где-то преподает, но я догадываюсь где он преподает, но я просто точно не могу это озвучить, потому что не уверен точно, все остальные могут сегодня рассказывать то, что они считают нужным. 

Другие выпуски