Россия избавилась от «Гринпис»: арестовав «Арктик Санрайз», оставила экологов без ледоколов

03/01/2014 - 20:12 (по МСК) Лика Кремер

В этом году активисты «Гринпис» не будут проводить никаких акцию у северного побережья России. Это заявление появилось сегодня, и прозвучало примерно так: раз здесь экологов сажают в тюрьму, пусть и отпускают потом по амнистии, то лучше не рисковать. 

Сами гринписовцы объясняют иначе: ледокол «Артик Санрайз» по‑прежнему остается под арестом в Мурманске, а больше у них ледоколов нет. Но почему‑то это не мешает им строить планы против тех, кто добывает нефть у берегов Гренландии, Норвегии и США. Так в чем же истинная причина, пытался разобраться Дмитрий Еловский.

Еловский: К сожалению, амнистия на ледоколы не распространяется. Поэтому судну «Арктик Санрайз», видимо, еще долго предстоит стоять у берегов Мурманска, в то время как его экипаж разъехался по домам.

Экологи уже давно предупреждают: «Арктик Санрайз» может затонуть. По их мнению, если не поддерживать постоянную работу электрогенераторов, на корабле отключится аварийная сигнализация, оповещающая о протечках. Сейчас ледокол "Арктик Санрайз" находится под контролем береговой охраны, которая, однако, не в состоянии следить за техническим состоянием судна.

О том, что в российских арктических зонах у «Гринпис» акций не планируется, сегодня рассказал программный директор «Гринпис» в Польше Роберт Цыгельский. В то же время, по его словам, экологи анализируют политическую и дипломатическую обстановку вокруг Арктики и инвестиционные программы топливно‑энергетических компаний, в том числе «Газпрома» и Shell. Что касается патрулирования, то суда «Гринпис» отправятся к берегам США, Норвегии и Гренландии. Впрочем, речь идет не о работе во льдах, а о плаваниях в северных широтах, когда лед еще не сковал воду.

Напомню, именно такие были условия, когда «Арктик Санрайз» этой осенью штурмовал платформу «Приразломная».

Вообще у «Гринпис» есть еще два судна – это и легендарный Rainbow Warrior. Преемник старого судна, потопленного французскими спецслужбами в тихом океане, во время попытки срыва экологами ядерных испытаний. Однако оно не предназначено для плаваний во льдах.

Есть и еще одно судно – Esperanza.

Это настоящий флагман «Гринписа», 72-метровый гигант, с неплохой скоростью и хорошими возможностями для долгих вояжей. И вот он как раз способен работать в полярных и арктических широтах, но почему экологи не хотят использовать его вновь – в России пока остается загадкой. Хотя формально Esperanza ледоколом не является.

Возможно, юристам из «Гринпис» в скором времени удастся отсудить себе судно «Арктик Санрайз», которое с технической точки зрения хорошо показало себя во время северных походов экологов, но вот когда это произойдет – до сих пор не ясно.

Другие выпуски