Роскомнадзор уже не хочет, а сайты все закрывают и закрывают: МирТесен, Росбалт и другие заблокированные

01/11/2013 - 21:47 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева

Сегодня – 1ноября – год с того момента, как в России заработал закон о реестре запрещенных сайтов. За год Роскомнадзор включил в него 14 с половиной тысяч сайтов. Юбилей совпал с закрытием доступа к одной из социальных сетей – под названием «Мир тесен». 

Доступ к ресурсу был прекращён неожиданно, без внесения в список и каких либо комментариев чиновников. Накануне, напомним, по иску Роскомнадзора Мосгорсуд лишил лицензии информационное агентство «Росбалт». А от политиков мы регулярно слышим призывы запретить в России социальную сеть Facebook – за то, что она, мол, помогает американским спецслужбам собирать персональные данные о российских пользователях. Можно ли Роскомнадзор назвать новым Роспотренадзором, пытался понять Родион Чепель.

Чепель: А Роскомнадзор, оказывается, был ни при чём. Сеть «МирТесен» была недоступна вчера и половину дня сегодня. При этом никто не мог объяснить, почему при попытке загрузить главную страницу отображалась стандартная «заглушка»: «Сайт заблокирован по решению суда или иным основаниям». Оказывается, еще в 2008 году пользователь опубликовал на «МирТесен» отрывки из книги «Отведение сомнений» Мухаммада ибн Сулеймана ат Татими. Как сообщает Википедия, это живший в 18 веке крупный идеолог ваххабизма. Книжка эта признана в России экстремистской. В июле 2013 года по иску областной прокуратуры районный суд Самары вынес предписание провайдерам, и доступ был ограничен ко всей сети «МТ». Первым об этом узнали в «Пиратской партии».

Артем Козлюк, руководитель проекта Роскомсвобода, Пиратская партия России: Это решение было принято судом по иску прокуратуры, одного из региональных отделений прокуратуры. Они это решение разослали магистральным операторам, одним из которых был Ростелеком, вторым стал Билайн, и они стали ограничивать доступ ко всему ресурсу.

Директор компании «МирТесен» признался, что не понимает, как решение провинциального суда, на заседание которого не явились ни прокурор, ни представитель надзорного органа, может в одночасье дестабилизировать работу крупного интернет-проекта, ведь решение прошло напрямую от суда к операторам, минуя Роскомнадзор, что грубо нарушает всю схему взаимодействия органов власти с отраслью.

Павел Власов-Мрдуляш, директор интернет-компаний СМИ2 и Мир Тесен: Отсутствует прозрачность процедуры, и закон, который достаточно жесткий, он ужесточил обращение контента в Интернете, без  должной прозрачности становится запретительным по отношению к тем, кто занимается интернт-бизнесом, вполне честным и легальным делом.

В Роскомнадзоре о происходящем узнали от пользователей, заблокировали запрещённый контент и открыли сайт. В ведомстве говорят, что ничего не могут поделать – такой закон.

Вадим Ампелонский, пресс-секретарь Роскомнадзора: Схема, которая включает в себя внесение недобросовестных интернет-ресурсов, размещающих неправомерную информацию в реестр, зарекомендовала себя с хорошей стороны. Интернте-сообщество выступает на стороне использования этой схемы. Но поскольку в законодательстве есть момент, что интернет-ресурс может быть заблокирован по решению суда, иногда прокуратура направляет непосредственно операторам связи требование о блокировке.

«Не оправдались опасения, что реестр станет механизмом цензуры. Сейчас уже очевидно, что работа ведется строго в рамках правового поля», - заявил глава Роскомнадзора Александр Жаров. С этим несогласны оппоненты ведомства: они говорят, что при блокировке вредного сайта страдают и добросовестные. По данным Роскомнадзора, заблокировали 3,5 тысячи сайтов, по данным их критиков – пострадали от этого в 10 раз больше - 35 тысяч.

Артем Козлюк, руководитель проекта Роскомсвобода, Пиратская партия России: Как раз год назад по этому закону, юбилей которого мы празднуем, было дано указание, что в том числе в реестре должно быть указание о всех решениях суда, касаемых блокировок интернет-ресурсов, но до сих пор ни одного решения суда в этом реестре не значится.

Хотя решений о блокировке было много. Вот самые известные интернет ресурсы, которые сталкивались с черным списком. В ноябре 2012 года, в первый месяц работы «черного списка», в нем дважды оказывались адреса Google и еще один раз — видеохостинга YouTube, также принадлежащего Google. Домен соцсети «ВКонтакте» попал в реестр запрещенных сайтов по ошибке в мае. В августе начались блокировки сайтов, распространяющих видеоконтент – так называемые торрент-трекеры, по жалобам собственников авторских прав. В сентябре 2013 в Facebook в блоке рекламы, справа от ленты новостей, появилось объявление о продаже «курительных смесей», известных как «спайс». Фейсбук тут же попал в «чёрный список», но устранил нарушение, как и положено, в течение 3 дней, и был из списка исключён. Что касается «Росбалта», то вчера Мосгорсуд отозвал регистрацию у агентства из-за нецензурной брани в двух роликах с сервиса YouTube. В Роскомнадзоре говорят, что решения суда не комментируют, тем не менее, обращение в суд - это стандартная практика, и сетевые СМИ должны быть осторожнее. Комментаторы, правда, связывают жёсткое решение суда по «Росбалту» с давлением на его владелицу Наталью Черкесову, а вернее – на партнёров ее мужа силовика Виктора Черкесова бизнесменов братьев Магомедовых. Так что с одной стороны, истории социальной сети и «Росбалта» – абсолютно о разном, с другой – заставляют задуматься об эффективности госорганов и обоснованности претензий к бизнесу в сети.

Другие выпуски