Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: если мне предложат должность спикера Мосгордумы – я откажусь

15/09/2014 - 17:25 (по МСК)

В своем округе как самовыдвиженец победил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, с которым Павел Лобков обсудил итоги выборов в Москве.

Лобков: Скажите, считаете ли вы эти выборы демократичными?

Кузьминов: Я бы не участвовал в выборах, если бы имел ощущение, что там какие-то фундаментальные вещи нарушаются.

Лобков: Недопуск очень многих кандидатов в депутаты и муниципальные фильтры ожесточенные, странным образом возбужденные дела против сторонников Навального и лишение их возможности баллотироваться является ли признаком здоровой избирательной кампании?

Кузьминов: Я считаю, что был завышен фильтр по подписям муниципальных депутатов. Я сам собирал подписи очень масштабно, мы собрали больше, чем нужно было. И из этого больше, мы сами отсеяли 20%, то есть брак очень большой. Как только меня зарегистрировали, если вы помните, сделал заявление, что нам нужно возвращаться к 1,5 тысячам вместо 4,5, потому что это сделало бы кампанию гораздо более интересной.

Лобков: Вы – самовыдвиженец, но очень многие самовыдвиженцы шли с поддержкой «Единой России». Какие у вас отношения с «Единой Россией»?

Кузьминов: Меня поддержала «Единая Россия», я им за это признателен. Но я не считаю себя связанным какой-либо дисциплиной по отношению к ним. Я не вел с ними переговоров о поддержке, и я не согласовывал с ними свою программу. Они поддержали мою программу, чему я очень рад.

Лобков: Мы вас привыкли видеть в академическом кресле или на лекциях, но интернет обошла картинка, когда вы вместе с Федеральной миграционной службой участвовали в рейде против нелегальных мигрантов. Считаете ли вы, во-первых, эту проблему основной, и считаете ли вы, что вы таким образом занимались популизмом, потому что от вас  ждут прежде всего законопроектов, а вовсе не походов по местам скопления мигрантов?

Кузьминов: Я вел реальную кампанию и провел около ста встреч с коллективами. Та акция, о которой вы говорите, это был ответ на вопль людей, которые живут в этом месте, это прямо с высотками на Красных воротах. Речь ведь не шла о том, чтобы выселять этих мигрантов, эти несчастные люди жили там, 200 человек, не 200, вру, 85 в этом случае, на буквально 200 метрах в двухэтажных койках в подвале, извините, с одним отхожим местом. Так люди жить не должны. И здесь речь идет об ответственности работодателей, скорее, чем мигрантов. Кстати, жители тоже сочувствовали мигрантам.

Лобков: Сейчас бывший председатель Мосгордумы Платонов переизбрался, и вас тоже прочили в спикеры Мосгордумы. Каковы у вас планы? Планируете ли вы кампанию за избрание вас спикером Мосгордумы?

Кузьминов: Нет, я не планирую становиться спикером Мосгордумы. Если мне предложат, то я откажусь.

Лобков: А будете ли вы голосовать солидарно с «Единой Россией» всегда?

Кузьминов: Я вообще не собираюсь с кем-то голосовать солидарно. Я – независимый депутат. Мне кажется, что гораздо полезнее иметь группу независимых депутатов, что реально получалось, и организационно независимых, и экономически независимых. Мне кажется, что мы можем без механизмов солидарного голосования в таком небольшом депутатском коллективе, который включает 45 человек, проблемно обсуждать вопросы.

Лобков: Ярослав Иванович, вот такой достаточно острый вопрос, который возник в течение лета. Постепенно у Мосгордумы, у которой и так, по моему мнению, 45 человек – это мало для того, чтобы представлять такое целое государство – 15-миллионную Москву. Полномочия Мосгордумы достаточно урезанные, это будет полупрофессиональная Мосгордума, люди там не будут получать зарплаты, то есть они будут там на непостоянной основе, значит, не смогут анализировать и критиковать то, что приходит из мэрии. Как я понимаю, контроль над бюджетом Москвы тоже сильно урезан со стороны Мосгордумы. Согласны ли вы с тем, что полномочия Мосгордумы, по сравнению с прошлой, сильно урезаны?

Кузьминов: Нет, я не согласен. Такого рода изменения в нормативах я не наблюдал. Я не знаю, откуда вы это взяли. То, что реально пошли такого рода изменения, изменения, связанные с возможностью непрофессионального статуса депутата, я считаю, что в нынешних условиях, когда доминирует одна политическая сила, это шаг, наоборот, к большему отражению мнений, большей свободы.

Лобков: Но непрофессионально работающий депутат должен где-то зарабатывать деньги, это создает потенциальный конфликт интересов, потенциальную точку конфликта интересов, когда, имея статус депутата и возможности влияния на политику в городе, депутаты могут подрабатывать, что называется, своей репутацией.

Кузьминов: А до этого они не могли? Вы были исключительно удовлетворены тем, как работала прежняя Дума, да?

Лобков: Но сейчас расширяется эта возможность, они могут говорить: «Мы работаем, потому что нам не нравится правительство Москвы».

Кузьминов: Слушайте, вы прям как дети, честное слово. Как же можно говорить серьезно о том, что люди, которые имеют постоянные источники доходов, экспертные коллективы свои, они будут, стало быть, искать эти источники, а люди, которые получают зарплату, они, что в московском, что в федеральном собрании, они  у нас настолько хорошо содержатся, что они не ищут дополнительных источников? Мы совершенно с вами можем быть спокойны относительно того, что на них не оказывается какое-то влияние? Мне кажется, что это очень странно звучащее заявление с вашей стороны.

Лобков: И последний вопрос. С Высшей школой экономики что будет? Будете ли вы свое основное время проводить там, это же огромный организм, или все-таки больше будете в Московской городской думе?

Кузьминов: Нет, я собираюсь большее время проводить в Высшей школе экономики, уйду из Общественной палаты России, где я стоял в руководстве в течение всего срока ее работы. Я отводил на Общественную палату примерно полтора дня в неделю. Я думаю, что эти полтора дня в неделю будут отведены для исполнения обязанностей депутата.

Кроме всего прочего, я же не один работаю. У меня около 60 человек волонтеров сейчас работает, и они будут продолжать эту работу. У нас 10 экспертных коллективов, которые непосредственно работают с Москвой. Так что, я думаю, что какая-то польза от меня для Москвы будет в результате этого решения.

Фото: РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски