Pussy Riot, Петр Павленский и другие. Как российская полиция делает биографии акционистам

15/11/2013 - 21:29 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер

Почему уголовное дело на художника-акциониста возбудили лишь спустя несколько дней и в чем именно разглядели правоохранительные органы хулиганство? Это выясняла Альбина Кириллова.

Кириллова: В отношении питерского художника-акциониста Петра Павленского возбуждено уголовное дело по 213 статье – «Хулиганство». Почему возбудили уголовное дело на художника-акциониста спустя несколько дней и в чем именно разглядели правоохранительные органы хулиганство? Подобные акции в России на самом деле не новость: еще в Советском Союзе студенты вузов по-разному выступали во время официальных парадов, и то, что мы не помним никаких ярких уличных акций из времен Советского Союза, совершенно не означает, что их не было.

Павел Лобков: В свое время – в 83-84 годах - два раза в год были ритуальные демонстрации на Дворцовой площади в присутствии всего Обкома КПСС, и наша университетская колонна должна была идти с утвержденными транспорантами, шариками, и всегда ужасно хотелось похулиганить. Нам было 17-18 лет. Мы разработали специальный метод: брали обычную перчатку и балончик с гелием и быстро надували эту перчатку, и запускали в воздух, и вместе со всеми утвержденными шариками летели наши «вымена» желтого, белого цвета. Надо отдать должное: в нашей колонне были и стукачи, и комсомольцы, и записные агитаторы, и наши профессора, но нас никто не выдавал, и местные стукачи были достаточно мудры, чтобы никого из нас не таскать в участок, потому что если бы это стало публичным, пришли менты, нас стали исключать из комсомола – это же Ленинградский университет, это сразу «Голос Америки», «Радио Свобода», а так мы наигрались с шариками, они улетели. Все зависит от мудрости полицейских, хотят они делать людям биографию или можно сквозь пальцы посмотреть на их юношеские шалости.

В 90-х годах отсутствие интереса полиции сохранялось, когда Олег Кулик, пионер российского акционизма, позволял себе вещи более эксцентричные. Такие акции шокировали бы публику не только в 90-х, но и сейчас, но все же реакция у правоохранительных органов на это в 95 году была совершенно иная.

Олег Кулик, художник-акционист: Проблемы с полицией были только на Западе, а здесь в 90-е годы милиция смотрела на это все очень терпимо, всем было плевать. Трупами были завалены подъезды, переходы, везде были кровавые разборки, и акции воспринимались как просто юродство абсолютно безопасное. До нас еле доезжали полицейские, в лучшем случае препровождали до участка.

Хотя за эти же акции его арестовывали в той же самой Европе - в 95 году в Цюрихе во время открытия выставки "Знаки и чудеса». В Европе вообще тогда не церемонились с перформерами.

Еще в 60-70-х годах прошлого столетия Европа вовсю экспериментировала с уличными акциями, при этом сами перформансы отличались жестокостью и радикальностью. Акции, которые они проводили, часто носили ритуальный характер. Во многих перформансах европейские акционисты использовали жертвенных животных, наносили себе увечья и пили мочу.

Это перформанс одного из главных акционистов Европы в 60-х. Сам он подобное творчество описывал как «эстетическую форму молитвы» и утверждал, что это принесет освобождение от насилия через катарсис. Такие перфомансы приводили к ряду арестов всех участников от двух недель до полугода.

Что касается современного искусства в России сейчас, то оно, кажется, существует в жесткой сцепке с нашими правоохранительными органами. Всем известная акция в храме Христа Спасителя группы Pussy Riot сама по себе могла бы остаться незамеченной, если бы девочки не получили такой резонансный судебный процесс.

Сам художник Павленский не впервые причиняет себе увечья в целях выражения образа или какого-то протеста против существующей системы: он зашил себе рот в поддержку группы Pussy Riot и простоял полтора часа напротив Казанского собора в Питере Об акции узнал Фэйсбук, художественное сообщество, в твиттере обсуждали художника пару дней, и после этого все про это забыли. Так было бы, возможно, и с последней акцией, где Павленский прибил себя гвоздем на Красной площади. Никто бы, наверное, не вспомнил о ней сейчас, если бы не наша полиция, которая возбудила сегодня против художника уголовное дело, и теперь Павленскому грозит до пяти лет лишения свободы.

Если Павленский все-таки в итоге получит реальный срок, эту акцию можно будет смело считать состоявшийся, ведь теперь о ней снова узнает весь мир, как это уже было с Pussy Riot.

*По решению Минюста России «Голос Америки» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски