Предприниматель Потапенко: «Заморозить цены на социально значимые товары — это как лечить сифилис присыпками»

26/02/2015 - 00:09 (по МСК) Анна Монгайт

Магазины сети «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry заморозят цены на социально значимые продукты. Что же это такое? К социально значимым относятся говядина, свинина, баранина, курятина, неразделанная замороженная рыба, молоко, сахар и соль, подсолнечное масло, картофель, капуста, морковь, яблоки. Список большой. Но заморозят цены только на два месяца.

Почему так ненадолго? Анна Монгайт спросила у Дмитрия Потапенко, управляющего партнера Management Development Group Inc.

Монгайт: Скажите, пожалуйста, что означают эти кратковременные действия. Это попытка угодить потребителям? Почему тогда так ненадолго, почему только на два месяца?

Потапенко: Нет, это не попытка угодить потребителям. Это преступное давление, которое было оказано на всех участников рынка с помощью пресса прокурорских проверок, и не только прокурорских проверок. Поэтому это такая вынужденная мера, такой чисто бандитский наезд, на который ритейлеры вынуждены реагировать, пряча глаза в песок и говоря: «Мы вот тоже сделали». При этом самое главное, что здесь меня может удивлять, и должно удивлять любого нормального гражданина, надо понимать, что установление единых правил или единых цен, вообще-то, в соответствии с российским Уголовным кодексом трактуется как картельный сговор.  

И то, что этот картельный сговор уже, что называется, освящен церковью под названием ФАС, говорит о том, что мы в очередной раз, помимо бандитского наезда, имеем попирание государственными органами законов. У нас получается, что есть правильные сговоры и есть неправильные сговоры. До тех пор, пока у нас в России, будет отношение к закону, что дышло, правильный политический ход – это правильный закон, тогда не следует ожидать, что законы будут когда-нибудь соблюдаться.

Монгайт: Эта акция, с одной стороны, это такая популистская мера. С другой стороны, действительно нужно как-то поддержать малоимущих, я не вижу в этом списке сетей, например, «Азбуку вкуса» или «Глобус Гурмэ» их никто не принуждает устанавливать какие-то замороженные низкие цены.

Потапенко: Там и проверок было, надо признаться, поменьше. Я уже не говорю про беспрецедентное давление сейчас на «Магнит», там во всех случаях. Еще раз говорю, мы либо по законам, либо по понятиям.  Значит, поддержать малоимущих надо, но эта цель никоим образом не поддержит малоимущих, потому что у малоимущих сначала цены взлетели до потолка, а теперь мы типа их заморозим на этом высоком беспрецедентном уровне. Для того, чтобы поддержать малоимущих, им нужно дать: первое – работу, второе – деньги. А не дать замороженные, очень высокие цены, поэтому даже эта так называемая мера, она никоим образом, абсолютно не поддержит малоимущих.

Для малоимущих, если государство хочет их поддержать или принять какую-то инициативу, то должно ввести, как за рубежом, так называемые продуктовые карточки. Государство должно компенсировать покупку тех или иных видов товара и развивать, в том числе, и отечественное сельхозпроизводство. Так что, поддержать малоимущих есть чем и есть как. Например, можно их освободить от всех налогов, потому что у малоимущих очень большая часть заработной платы изымается в виде налогов. В моем понимании зарплата меньше 20-30 тыс., а в регионах меньше 10 тыс. вообще не должна облагаться никакими социальными налогами.

Монгайт: Дмитрий, скажите, пожалуйста,  а откуда взялся срок 2 месяца? Через 2 месяца эти цены опять рванут вверх, или это какая-то договорённость с теми самыми прокурорами, которые вводили эти проверки, которые заставили вот эти вот сети заморозить цены?

Потапенко: Все надеются на то, что либо ишак умрет, либо падишах умрет, по крайней мере, исчезнет некая напряженность в СМИ, в том числе, на эту ситуацию. В моем понимании, я прогнозирую, что цены будут расти и дальше. Поэтому бессмысленно сейчас делать даже эти популистские шаги. Это, знаете, как лечить сифилис присыпками. В данном случае мы не решаем никакой проблемы, еще раз говорю, честь и хвала вот этому сговору, называя юридическим языком, и поведению всех контролирующих органов, которые окрестили и дали благословение этому сговору, поправ закон. 

Еще раз говорю, это не решение по  снабжению малоимущих, оно есть, и для этого должна быть государственная воля:  освобождаем от всех налогов все зарплаты. Напомню, 50% наших заработных плат уходит государству. Государство имеет абсолютные элементарные возможности поддержать малоимущих. Уберите лапы от их денег – и тут же у людей появятся деньги для того, чтобы купить продукты без всяких заморозок.

Фото: Коммерсантъ

Другие выпуски