Правительство выписало рецепт на наркотики. Получить Морфин теперь можно в районной поликлинике

02/07/2013 - 22:02 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Министерство здравоохранения пошло навстречу тем, кто испытывает сильную боль. Теперь люди с тяжелыми формами рака и другими серьезными заболеваниями смогут значительно проще получать необходимые препараты.

Раньше рецепта приходилось добиваться каждые две недели и ждать решения специальной комиссии. Нарушители правил – среди которых нередко оказывались и врачи, желающие облегчить страдания пациента, – рисковали оказаться на скамье подсудимых. В тонкостях паллиативной помощи, разбирался Владимир Роменский.

Роменский: Виктор Сечин новый приказ Минздрава наверняка бы поддержал. Только вот его нет в живых. В 2009 году этот мужчина с последней стадией рака несколько дней мучился от страшной боли, но не мог получить необходимый препарат.

Его лечащий врач, сославшись на то, что в аптеке нет нужного Трамадола, отказал пациенту в помощи. А вот Алефтина Хориняк так поступить не смогла. Она выписала корчившемуся в муках больному рецепт в платную аптеку – и за это чуть не оказалась за решеткой. Теперь она не только терапевт с 50‑летним стажем, но и уголовный преступник. Могла сесть за решетку на 7 лет – поскольку не имела права назначать лечение не своему пациенту. А так отделалась штрафом.

Вячеслав Богданов, адвокат Алефтины Хориняк: Он кричал от боли, у него были значительные метастазы, у него было очень тяжелое состояние. Это было видно невооруженным взглядом. Алефтина Петровна выписала рецепт только лишь для того, чтобы снять боль, и он использовал таблетки по назначению. Ну, в результате следствие квалифицировало действия Алефтины Петровны как сбыт сильнодействующих веществ, и она была привлечена к уголовной ответственности. Но впоследствии суд вынес обвинительный приговор. В данной ситуации контроолирующие органы, Госнаркоконтроль, привели к такой ситуации, что значительная часть врачей просто боятся всего. Правила были усложнены настолько, что это затрудняло доступ больным к получению этих препаратов.

Если бы сегодняшний приказ появился в 2009 году, Алевтина Хориняк могла бы на скамье подсудимых и не оказаться. Ну а тысяч тяжелобольных – вылечить которых нельзя, но облегчить страдания можно – смогут теперь значительно проще получать необходимые лекарства.

Татьяна Локшина, глава московского бюро Human Rights Watch: Речь о тысячах людей, которые из-за препонов, в частности, связанных с доступом  к наркотическим препаратам, не могут дожить до конца свою жизнь достойно. Не могут с достоинством умереть, потому что все, что им остается в этой последней фазе жизни - это чудовищные физические мучения. Новый приказ Минздрава, который предусматривает более либеральный порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, дает огромный шанс таким людям. Это просто невероятный прорыв, если, конечно, этот приказ будет должным образом исполняться.

Главные препятствия для тяжелобольных создавались под давлением федеральной службы по борьбе с оборотом наркотиков. Новый приказ помимо прочего предусматривает электронную форму бланка на сильнодействующие препараты – чтобы сотрудники органов сразу видели, кому он выписан. Однако если ведомство не изменит свою политику – больные продолжат страдать.

Елизавета Глинка, исполнительный директор фонда "Справедливая помощь": Мне кажется, если делать один приказ из Горздрава, то надо одновременно менять правила обращения лекарственных и наркотических средств. Сейчас если право дано.. то есть оно не дает это право. Как они будут решать это колизию юридически, я не знаю. Я надеюсь, что там соображают. Облегчит это? Я уверена, что это облегчит жизнь не только больных, но и докторов. Сталкивалась с ситуацией, когда люди боятся того, что много волокиты, бюрократии. Если это все компьютеризировать... приведут какой-то простой алгоритм, они не будут бояться.

Однако главный принцип врача – это не какой‑то нормативный акт или приказ Минздрава, а клятва Гиппократа. По всей видимости, теперь жить согласно ней врачам будет значительно проще. Но главное, что люди не рассчитывающие уже на выздоровление, смогут проще получать необходимые лекарства и избавляться от боли.

Другие выпуски