Правительство признало «сланцевую» угрозу «Газпрома»

29/08/2012 - 21:02 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Будущее «Газпрома» становится всё более туманным. В правительстве впервые признали реальную угрозу газовой монополии от возможного экспорта американского сланцевого газа. Ситуацию усугубляет ожидаемое повышение налогов для концерна.

Сегодня же стало известно о том, что разработка Штокмановского месторождения – одной из главных надежд «Газпрома» – откладывается на неопределённый срок из-за дороговизны проекта. О перспективах компании, размером с десятую часть ВВП России – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Итак, во-первых, чиновники признали, что «Газпром» уже сейчас начинает испытывать серьезные проблемы на главном для себя, европейском рынке. В старом свете появилось большое количество сжиженного газа с Ближнего Востока. Из-за этого цена на голубое топливо на так называемом «спотовом рынке», то есть без заключения долгосрочных контактов, опустилась до 300 долларов за тысячу кубометров. «Газпром», между тем, продает газ европейцам по 450 долларов. В результате доля российского газа в Европе уже снизилась. Впрочем, сейчас в Азии цены гораздо выше европейских и спрос там растет. Это дает надежду на то, что катарские газовозы в основном будут идти на восток, а не на Запад.

Во-вторых, пресловутый американский сланцевый газ. И это своего рода сенсация. До сегодняшнего дня о том, что США может стать реальным конкурентом России на газовом рынке говорили лишь независимые эксперты. В «Газпроме» и властных кругах об этой перспективе отзывались скорее как о мифе и западной пропаганде. Конечно, пока чиновники не готовы говорить об этой проблеме открыто. Но то, что «сланцевую угрозу» начали всерьез обсуждать хотя бы на закрытых совещаниях, уже говорит о многом. А угроза совершенно реальная: благодаря, так называемой «сланцевой революции» добыча газа в Северной Америке растет невероятными темпами. В итоге цена тысячи кубов на внутреннем рынке там уже упала до примерно 100 долларов, то есть в 4 раза дешевле, чем экспортный российский газ. По оценкам правительственных экспертов, в Канаде терминалы СПГ будут готовы уже в 2015 году, а в штатах годом позже. Речь идет об экспорте 40 млрд кубометров из Канады и до 100 млрд из США. Итого, 140 млрд североамериканских кубов против 160, экспортированных в прошлом году из России.  Как тут не забить тревогу?

Опять же, пока американские экспортеры смотрят на азиатский рынок. Но при таких объемах экспорта ничто не может исключить появление сланцевого газа в старом свете. Особенно, если американцам удастся сохранить столь низкую цену.

Единственное, что может остановить американский газ – это сами американцы, считает глава института энергетики и финансов Владимир Фейгин. По его словам, внутренний рынок может оказаться важнее экспортного.

Фейгин: Если они будут свободно газ выпускать из страны, то цены начнут выравниваться. Они совершенно в этом не заинтересованы, потому что они сейчас большую делают ставку на то, что на основе дешевого газа будет определенное оживление в экономике, например, удобрения можно производить, то есть вещи, которые раньше было невыгодно. Поскольку они заинтересованы в том, чтобы реиндустриализировать американскую экономику, они будут этот вопрос контролировать. 

От того, впрочем, все равно не легче. Американцы могут настолько увлечься газом, что резко снизят потребления нефти, говорит аналитик по нефти и газу ИФД «Капитал» Виталий Крюков. За этим неизбежно последует падение цен на нефть, а вслед за ними и цен на российский газ, которые в контрактах «Газпрома» привязаны к нефтяным котировкам.

Крюков: Сегодня Америка очень активно переориентирует своего внутреннего потребителя на газ свой. И газ постепенно будет замещать моторное топливо, замещать будет уголь. В принципе, я бы, наверное, смотрел на то, что «сланцевая революция» – она, скорее всего, может в будущем – через 5-10 лет – весьма негативно сказаться на стоимости нефти. 

Теперь добавим к этому проблемы «Газпрома» на внутреннем рынке. Буквально на днях, «Газпром» потерял крупнейшего клиента, энергетическую компанию «Э.ОН Россия». Контракт на 22 млрд долларов ушел главному конкуренту концерна, компании «Новатэк». В Минэкономики подсчитали, что на независимых производителей приходится уже четверть рынка, и за счет агрессивной политики эта доля будет расти.

И, наконец, перспективы резкого роста налога на добычу газа. Грядет кризис, минфин задумывается о том, как наполнять бюджет, и, конечно, соблазн закрыть недостачу сборами с «Газпрома» очень велик. Вопрос, как ожидается, будет решен осенью. Но аппаратная борьба вокруг него настолько жесткая, что предсказать каков будет исход, пока не берется никто.

Ответом на все эти угрозы может быть только одно – повышение эффективности. В этой части согласны все, и независимые эксперты и чиновники. Речь идет, прежде всего, о повышении качества управления инвестпрограммами, которых в «Газпроме» на многие сотни миллиардов рублей.

Предполагается, что Минэкономики и Минэнерго будут согласовывать расходы на каждый объект в отдельности. Это будет сильный удар по газпромовским менеджерам, которые славятся своим умением осваивать бюджеты. 

Ну, а пока, одна, – причем, одна из самых важных в истории «Газпрома» инвестпрограмм – оказалась попросту закрыта. Проект освоения штокмановского месторождения – одного из крупнейших в мире – фактически заморожен. Член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов сегодня заявил агентству Reuters, что «расходы на проект слишком велики, чтобы мы могли сделать это на данном этапе». Штокман, который хранит в себе 3 триллиона кубометров газа, был одним из ведущих проектов «Газпрома», для его разработки были приглашены иностранные гиганты, французская Total и норвежская Statoil. Но партнёры так и не смогли договориться об инвестиционной программе, и де юре покинули проект 1 июля. Интересно, что и в этом случае виноваты во всем американцы. И это не конспиралогия. Именно американский рынок должен был принять штокмановский газ. Теперь в штатах хватает своего газа. А появление американцев на мировом рынке может сильно снизить цены, что ставит под вопрос вообще весь проект. 

Опрошенные нами эксперты в целом позитивно оценивают это решение. Слава богу, говорят они, что к разработке Штокмана решили подойти взвешенно, а не разрабатывать его любой ценой.

Также по теме
    Другие выпуски