После спада нападений на мигрантов в 2008-м – резкий всплеск. Избили актера «Театра.doc»

13/11/2012 - 22:38 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Актера «Театра.doc» Абдула Бекмамадова (он играет в спектакле «Акын опера») толпа скинхедов избила около станции метро «Перово». Случилось это еще на выходных, но известно о драке стало только сегодня.

Художественный руководитель театра, Михаил Угаров, написал в блоге: «В воскресенье Абдул играл спектакль с перевязанной головой, шесть швов, очень стеснялся этого. Он извинился перед московский публикой за свой вид и сказал, что сам виноват – расслабился, потому что в последнее время все у него хорошо было».

«Акын опера» – документальная пьеса о трудовых мигрантах, таких же, как и сам Абдул. Он работает в Москве на стройке. И вот теперь иногда играет на сцене. Абдула Бекмамадова били футбольные фанаты. Он с братом возвращался домой, на выходе из метро на них и напали. Причем, по словам Абдула, били и молодые люди, и девушки. Прохожие-свидетели избиения   даже не вызвали «скорую». Это сделала уже подъехавшая к месту драки полиция. По словам Абдула, к сожалению, он не смог прийти к нам в студию, били его именно потому, что он нерусский. Причем досталось даже случайно проходившей мимо девушке из Узбекистана.

Рост ксенофобии мы обсудили с гостем студии – экспертом Центра «Сова» Натальей Юдиной.

Писпанен: Это все достаточно закономерно? Почему такое каждый день, новости пестрят сообщениями?

Юдина: Я хотела бы прокомментировать новость. Помимо самого актера был избит его брат, тоже не славянской внешности. У брата были выбиты зубы, и пострадала случайно девушка неславянской внешности. По подсчетам центра «Сова» в этом году падения роста расистских нападений не произошло. Если в 2009-2010 годах мы зафиксировали снижение, то с 2012 года это прекратилось.

Казнин: Когда был пик?

Юдина: По нашим подсчетам, в 2008 году, около 320 нападений по стране. Надо понимать, что наши данные пополняются с большим запозданием, не всегда известно, что нападения ксенофобно мотивированы, не всегда жертвы о нападениях сообщают. В 2009-2010 годах правоохранительные органы обратили внимание на то, что происходит. Члены крупных ультранацистских группировок были посажены. В прошлом году было несколько громких процессов, и это дало результаты. В прошлом году мы зафиксировали снижение нападений. А в этом году снижение прекратилось. Но год еще не кончился, но на конец августа мы насчитали примерно 12 убийств и 198 нападений.

Писпанен: Год еще не кончился, но уже страшно. Действительно, каждый день что-то происходит.

Юдина: Очень часто что-то происходит, а мы еще не знаем, потому что сейчас про это пишут крайне редко.

Писпанен: Вы считаете, что какие-то фильтры поставлены на информагенства?

Юдина: Не думаю, что это фильтры. Не всегда люди могут сами разобраться, было ли нападение этнически мотивировано, не всегда про это пишут, потому что это частые случаи.

Казнин: Рост настроений – это ведь не только нападения, а еще общий фон. Вы как-то исследуете это?

Юдина: Исследуем. С общим фоном у нас все плохо. Бытовое ксенофобное насилие никуда не девается. За прошлые года рост нападений удалось сбить, но бытовое ксенофобное насилие остается – нетолерантные высказывания в газетах, форумах. Самое прискорбное, что с этим никто не работает. Уроки толерантности в школах – это предмет-анекдот.

Казнин: Кажется, наоборот, государство заинтересовано в том, чтобы поддерживать какой-то уровень этих ксенофобских настроений.

Юдина: Я бы не стала так смело заявлять. Мне кажется, что сейчас эта проблема устраняется.

Писпанен: Вы можете предсказать, к чему может прийти самоустранение государства, которое не решает такую серьезную проблему?

Юдина: Будет то же, что и год назад, какой-то пик нападений, после этого государство спохватится, кого-то посадят и такими насильственными методами это собьют. К сожалению, это такие искусственные методы. Нельзя постоянно держать полицию на взводе, тем более что ее тоже надо воспитывать, они тоже заражены ксенофобными настроениями. 
Также по теме
    Другие выпуски