Поморский сепаратизм засудят в зародыше

22/11/2012 - 00:03 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

В России появились поморы-экстремисты. Сегодня начался суд над главным помором – жителем северной территории Архангельской области – Иваном Мосеевым. Причем, всё дело в анонимном комментарии, который Мосеев якобы оставил на сайте «Эхо Севера» и назвал в нём русских «быдлом».

Мосеев – директор Поморского института коренных народов. Его и раньше обвиняли в государственной измене и даже шпионаже в пользу Норвегии, и даже приписывали высказывания за независимость Поморской республики от России. В деле помора Ивана Мосеева разбирался  наш коллега Петр Рузавин.

Рузавин: На сайте издания «Эхо Севера» анонимный пользователь разместил комментарий, где нелестно высказался в адрес неких людей, как установила экспертиза, – русских. ФСБ  заинтересовалась этим комментарием, а потом следователи заявили, что автор Иван Иванович Мосеев – директор Поморского института коренных народов. Сам Мосеев авторства не признает.

Иван Мосеев, директор Поморского университета коренных народов: Сегодня была заслушана сторона обвинения. Здесь включение интересов, направленных против развития нашего Поморского региона.

Моисеев считает, что крупные корпорации хотят беспрепятственно хозяйничать в Архангельской области, а он, как борец за права поморов, им мешает.

А вот главный редактор «Эхо Севера», который сегодня был свидетелем со стороны обвинения, говорит, что те люди, которые причисляют себя к поморам – народ, раздражающий местное население, а конфликт вокруг Мосеева – и вовсе назвал раздутым.

Илья Азовский, главный редактор издания «Эхо Севера»: После появления на моем сайте комментария под ником Помор со словом "быдло" в отношении русской национальности, я на запрос ФСБ об IP-адресе данного пользователя предоставил ответ. А что касается оскорблений поморов - так ведут себя люди неприлично. У них акции хамские, нет личностей в этом движении. Тот же Иван Мосеев в Архангельске совершенно неизвестен. Его на улицах не узнают.

Правда, обвинять в экстремизме даже за такой комментарий – абсурд, считают эксперты.

Мария Кравченко, сотрудник центра "СОВА": Это совершенно недостаточный повод, чтобы возбуждать уголовное дело. Высказывание можно отнести к языку вражды

Причем, Моисеев заявляет, что в его деле осталась статья о шпионаже в пользу Норвегии – что, существенно увеличивает возможный срок. Архангельский суд ранее это опровергал. Однако статья была точно – возникла этим летом. 2 года назад Мосеев издал сборник поморских сказок на трех языках – русском, норвежском и «живом языке коренного населения Поморья». Расходы частично на себя взяла норвежская сторона. Другое сотрудничество Мосеев опроверг.

Впрочем, в Архангельске некоторые считают, что дело об экстремизме Мосеева – ни что иное,  как устранение мешающего фактора. А камень преткновения – рыба.

Анатолий Беднов, координатор движения по защите прав народов: Тут могут быть замешаны те, кто пытается прибрать к рукам рыболовецкие колхозы. Есть те, кто выступал за интересы поморов, рыболовные квоты, рыбной ловле.

Так кто же все-таки такие поморы? Официально народностью они не признаются, однако сообщается, что Минрегион над этим работает.

Главный идеолог и вдохновитель поднятия поморского самосознания – бывший губернатор Архангельской области с 1996 по 2004 годы Анатолий Ефремов. Он, собственно, и сам себя называл помором.

Во время переписи населения в 2002 году почти 7 тысяч человек назвали себя поморами, при том что, опять-таки, официально такой народности нет. Однако после того как Ефремов перестал быть губернатором, идея самоидентификации перестала быть столь привлекательной, и людей, называющих себя поморами, стало меньше – по переписи 2010 года всего 2 тысяч человек. Однако, по мнению Мосеева, поморов в Архангельской области, на самом деле, более 20 тысяч.

Они говорят о собственном диалекте, который, кстати, в отличие от народности, включен в официальные языки. То есть поморов нет, а поморский язык – есть. Диалекту характерно оканье, большое количество архаизмов, а также заимствования из финно-угорских и скандинавских языков.

Основной род исторических занятий, как нетрудно догадаться, – ловля рыбы.

Культурным символом является птица счастья. Традиционно к поморам причисляют несколько исторических персонажей. Прежде всего, это Михаил Ломоносов. Правда, это вызывает споры до сих пор. И мореход Семён Дежнев.

Многие в Архангельске считают, что поморов нужно причислить к малым народностям.

Виталий Трофимов-Трофимов, этноконфликтолог: По тем контактам, которые есть с поморами, я считаю, что это довольно устойчивый путь к идентичности: производили свои культурные оригинальные артефакты, участвовали в колонизации Сибири. Появляется реальный шанс признать их кореным малочисленным народом. Это дает в теории некоторые права, например, квоту на вылов рыбы. В перспективе это даст им возможность распоряжаться своей землей и получать отчисления от природных богатств.

Однако многие коренные жители Архангельской области не считают, что поморы, как таковые, – отдельная народность.

Кстати, Ивану Мосееву, над которым суд продолжается, также приписывают и призывы к отделению Поморской Независимой Республики от России, и присоединению ее к независимым штатам Европы. Правда, было это давно, еще в его студенческие годы.
Также по теме
    Другие выпуски