Политолог Виноградов о пресс-конференции Путина: это был сеанс психотерапии

18/12/2014 - 21:25 (по МСК)

Итоги пресс-конференции Владимира Путина обсудили с политологом Михаилом Виноградовым.

Дзядко: Что вас удивило? Услышали ли вы что-нибудь новое?

Виноградов: Я думаю, что принципиально нового не было, ничего ни радикально-либерально, ни радикально-реакционного. Путин подтвердил прежние интонации о том, что кризис такой циклический, рукотворный, но несистемный, поэтому, по большому счету, ничего менять принципиально не надо. И главная интрига в том, насколько синхронно это настроение общественного мнения, которое испытало довольно серьезный стресс, поскольку горизонты жизненного планирования большого числа граждан снизились с 2-3 лет до нескольких недель или даже дней. А так, наверное, самое позитивное, что случилось, это освобождение Евтушенкова.

Дзядко: В целом, какое у вас создалось впечатление? Насколько глава государства в нынешней экономической ситуации ориентируется, насколько она ему интересна? Я просто поделюсь свои впечатлением, мне все эти три часа, что я слушал его ответы на вопросы, казалось, что тема, связанная с внешней политикой, тема, связанная с историей, его интересует гораздо больше, чем экономика, он увереннее и четче на эти темы рассуждает.

Виноградов: Я, может, соглашусь. Экономика стала для него более привычной, он считает, что те рецепты, которые раньше использовались, помогут и сейчас. Естественная такая человеческая привычка – использовать те решения, которые себя апробировали. Когда не так давно говорили, что он читает книги по истории, действительно, похоже, что книг по истории он читает больше, чем книг по экономике. Он считает важным держать руку на пульсе, в том числе контролировать деньги, но той страсти, с которой он говорит про историю, про геополитику, про внешнюю политику, про Украину, в разговоре об экономике не возникает. Отчасти это личная эмоция, отчасти убежденность в том, что все разрулится, отчасти очень много говорилось, сеанс такой психотерапии, чтобы часть общества сориентировалась на такой успокаивающий тон, если это произойдет.

Дзядко: Мы всегда ищем или не мы, а многие ищут какие-то сигналы в подобных выступлениях. Год назад пресс-конференция завершилась, и на выходе из зала Владимир Путин заявил, что Михаил Ходорковский будет помилован. Сегодня никакой сенсации не произошло. Услышали ли вы какие-то сигналы, например, в том, что касалось элиты, в том, что касалось госкомпаний, которые так или иначе ведут себя во время кризиса, или еще какие-то?

Виноградов: Таковы правила игры, что ожидания от пресс-конференции, от послания президента всегда больше, мощнее, чем сами эти мероприятия. Мы к этому уже привыкли. Я думаю, что ново было то, что Путин практически никого не ругал, фактически похвалил Сечина, позитивно отозвался о Собянине, по большому счету, почти не упоминал Медведева. Но все-таки на чиновников действует, когда кого-то из его коллег начинают ругать, критиковать, предъявлять претензии. Поскольку этого не было, то я думаю, что в целом элиты слушали вступление Путина спокойно. Не сказать расслабленно, потому что сейчас вообще не очень время для расслабления, но тревожного ощущения после мероприятия, я думаю, у них не возникло.

Дзядко: Отсутствие каких-то кадровых решений стало для вас неожиданностью? Ведь многие ожидали едва ли не отставки правительства, вернее, того, что она будет анонсирована на этой пресс-конференции.

Виноградов: Для кадровых решений Путин должен загореться экономикой, а значит отложить на второй план внешнюю политику и историю. Пока он к этому не готов. Другое дело, что январь, февраль и социальные настроения в обществе покажут, прогнозы достаточно разные. Для кадровых решений Путин должен загореться снова экономикой. 

Фото: Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски