«Говорили, там угнетают мирное население, нужно помочь». Почему доброволец Саид Мажаев поехал воевать за ИГИЛ и почему призывает «не повторять его ошибок»

25/02/2015 - 00:56 (по МСК) Мария Макеева

Житель Грозного Саид Мажаев отпущен на свободу. Он был осуждён по обвинению в участии в войне на территории Сирии, после того, как полгода воевал на стороне «Исламского государства». В январе 2014, т.е. ещё до Крыма и до потока желающих повоевать на восток Украины, он вернулся в Чечню и добровольно сдался. Был осуждён на два года, но впоследствии суд изменил приговор на 8 месяцев, которые Мажаев провёл в СИЗО. 

Незадолго до освобождения с ним поговорила журналист Милана Мазаева о том, почему Мажаев уехал воевать и как разочаровался в этой войне и сдался чеченской полиции.

Мажаев: Первое – это видеоролики, которые смотрел в интернете, то, что там угнетают обездоленных жителей Сирии, людей, мирных жителей. Призывали помочь мирным жителям, мусульманам Сирии против тиранического правительства Башара Асада, против него. Называют все это священной войной для моджахедов, из-за этого… Чисто из-за того, чтобы просто помочь. Показывали, как детей убивают, женщин режут – из-за этого. В интернете познакомился с ребятами, и знакомые тоже были, которые там находились. Они сказали, что действительно там проливалась невинная кровь, убивают, мучают мусульман. Нужно помочь по Корану, нужно выйти на этот путь. Далеко не то, что показывают в видеороликах в интернете.

Совсем другое, совсем обратное было. Боевики занимались грабежами, пудрили таким, как я, мозги. На самом деле на границе паспорта забирали. Они сказали, что там такое правило, что нужно отдавать паспорта, и отдавали паспорта. Никто не мог даже выехать, нужна была причина или ранение, чтобы выехать в Турцию на лечение. А так просто каждый шаг контролируется ими. Их же люди, когда в Турции, когда один не можешь выйти, с тобой один человек выходит. Все у них под контролем.

Просто так оттуда не выберешься, если один раз попал – не выйти. Если поехать туда, то там много дорог, но вернуться очень сложно. Легко попасть, вернуться трудно. Выводы я уже сделал, когда попал туда, в первый же день. В первый же день, когда пересек границу, там вся картина на глазах, все видно было. Что там происходит, видно невооруженным глазом, что за люди, какие цели преследуют. Сразу же понял, что нет возможности выйти оттуда в тот же день. К сожалению, получились только через полгода оттуда выйти.

Я хочу сейчас к ним искренне обратиться, сказать, чтобы они не совершали тех ошибок, которые я совершил. И те, молодые люди, которые сейчас хотят оттуда выбраться, но не могут, чтобы не совершали ошибок. То, что показывают в этих видеороликах, далеко не истина, чтобы не поддавались на эти уловки людей, которые занимаются вербовкой нашей молодежи. Чтобы не совершали такую ошибку, какую я совершил.

Другие выпуски