Первая реакция на решение парламента – российские военные вновь оцепили аэропорт. Прямое включение Тимура Олевского

06/03/2014 - 22:47 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт

Все объекты, находящиеся в государственной собственности, переводятся в собственность крымской автономии – поистине революционное постановление совмина автономии, которое венчало собой крайне продуктивный законотворческий день верховного Совета Крыма.

До этого депутаты во второй раз перенесли референдум о статусе автономии – он пройдет не 25 мая и даже не 30,а 16 марта. И формулировки вопросов упростились: «Вы за вхождение Крыма в качестве субъекта в состав РФ?», альтернатива – «Вы за восстановление Конституции Крыма 1992 года и сохранение Крыма как составной части Украины?»

Вице‑премьер Крыма Темиргалиев прогнозирует, что за статус области в составе России проголосует не менее 70 процентов населения, однако парламент упреждающим ударом сам проголосовал за вхождение Крыма в состав России. Это застало врасплох даже Госдуму – вначале депутаты решили срочно собраться и поддержать коллег, но во второй половине дня отложили постановку вопроса о разрешении Крыму присоединиться до подведения итогов референдума.

На решение крымского парламента отреагировала служба безопасности Украины, как передает «Интерфакс», начато досудебное расследование о попытке отделения Крыма. Еще раньше на спикера парламента Константинова и премьера Аксенова в Киеве были заведены уголовные дела по статье «Насильственное изменение конституционного строя или захват государственной власти», однако даже официальные лица признают, что центральным органам юстиции до них не дотянуться. Узнаем, как отреагировали жители Крыма на решение парламента сделать его российской областью, у нашего корреспондента в Крыму Тимура Олевского.

Олевский: Действительно, не только официальный Крым, но и люди в Крыму сразу же, естественно, отреагировали на то, что парламент проголосовал за присоединение к России. То есть, получается, референдум должен узаконить то решение, которое парламент принял сегодня днем. Но самая первая реакция последовала вовсе не от граждан на улице, а от военных. Почему-то сразу здание симферопольского аэропорта опять взяли под контроль российские военные, которые подъехали туда. Может быть, это по совпадению случилось. Буквально в первые минуты окончания голосования, ну, а потом на самой площади, перед зданием Крымской рады стали собираться люди – несколько сотен человек с флагом Советского Союза, России, с лозунгами «Россия!» и прочее. И даже зазвучали песни, очень качественные стихи, в стиле Джигурды или ансамбля «Синие береты». Кто-то здесь их сочиняет довольно бойко, и они обычно описывают события на Майдане в стиле «бандеризм», «фашизм» и прочее. Люди, естественно, аплодировали. Ну, а потом случилось странное событие. В том момент, когда один из ораторов поздравлял людей на площади с тем, что Крым будет частью России, две обнаженные девушки (я думаю, что это девушки из движения Femen, их, к сожалению, забрала милиция так быстро, что не удалось с ними поговорить) выскочили на сцену и успели закричать, «вольный Крым» несколько раз.

Надо сказать, что девушек этих запихнули в багажник автомобиля. Такие акции, безусловно, людей на площади, радующихся решению крымского парламента, не могли заставить изменить или утвердиться в другом мнении. По-моему, наоборот, они лишь только утвердились, что двигаются в нужном направлении. При этом если вы обратите внимание, что те люди, которые стоят сейчас даже у здания парламента в охране, это одетые в камуфляж, довольно крепкие молодые люди, которые по большинству своему вообще не живут в Крыму. Многие из них казаки, которые приехали из России. Они вообще этого не скрывают, они приехали на помощь братского народа Крыма. Они приехали охранять его от «бандеровцев» и «коричневой чумы», как они сами заявляют. Есть много людей из других городов Крыма, которые тоже занимаются такой охраной и небольшое число местных жителей, которые носят повязки «дружинник Крыма».  И они тоже принимают участие, в том числе, и в осаде воинских частей. Надо сказать, что вообще активных людей в целом, мне кажется, может быть, тысяча в городе. А тех людей на улице, которые на митинге готовы поддержать решение, сегодня прозвучавшее в парламенте,  думаю, меньше тысячи. Многие в Крыму, и это правда, либо уверены, что Крым должен войти в состав России, и им от этого будет лучше, а на Украине все только хуже становится, либо голосовать за то, чтобы Крым стал независимым. Реплик о том, что Крым украинский, довольно немного. Еще несколько людей даже ходят по Симферополю в футболках «Львов», но их меньшинство. Однако есть другая сила, и эта сила, которая очень энергично сопротивляется любым попыткам присоединить Крым к России, вообще, пересмотреть границы – это диаспора крымских татар, которая все эти дни вела переговоры с парламентерами, с посланцами из Москвы, из России. Приезжал президент Татарстана. Рефат Чубаров, глава этой общины, сегодня даже выступил с очень резким заявлением. Кстати, оно опубликовано на странице  в его фейсбуке. Он написал, что «Крым не просто не может быть частью России, напоминая о сталинских репрессиях и выселке татар из этого региона», но и требовал, чтобы ввели войска ООН для защиты целостности Украины, стабилизации обстановки. И, в общем-то, высказался в том духе, что парламентарии, которые опозорили, как он считает, Крым и руководители Крыма вообще не являются легитимными.

Лобков: Тимур, сегодня были разные прогнозы относительно исхода референдума. Цифры колеблются, понятно, что там нет незаинтересованных людей, объективных наблюдателей. Сейчас в Крыму все поделились на партии. Но, тем не менее, цифры колеблются от 70% до 80%. Вот по вашему наблюдению, исход референдума ясен? За Крым в составе Украины, проголосует меньшинство?

Олевский: Я бы не стал так говорить Павел. Кстати, это интриги. Если бы референдум заключался в вопросе «Крым в составе Украины или России», так бы и стоял вопрос.

Лобков: Но он же так и формулируется?

Олевский: Нет, это не так формулируется. Если это было бы так: «Крым в составе Украины» и «Крым в составе России» – вот именно так, то тогда было бы большинство за «Крым в составе России». Но  речь идет о широкой автономии Крыма, фактически о самостоятельности Крыма в составе Украины, или Крыма в составе России. Возвращение к Конституции 1992 года. Речь идет о том, что Крым получает все полномочия местного самоуправления как государство, по сути, состоящее в составе Украины. А вот в этом случае может быть сохранена интрига, и вполне возможно, что исход голосования нас удивит. Хотя  сейчас кажется, что Крым готов присоединится  к России сразу. Тем более что здесь все понимают, что это не только волеизъявление граждан, мы даже не знаем, кто и когда напечатает бюллетени. А все-таки речь еще идет о какой-то большой политике. Не зря к крымским татарам так часто приезжают люди из России, пытаются с ними о чем-то договориться (и не только из России, из Киева тоже пытались приехать). Правда, на Западе приехал спецпредставитель ООН, еле уехал, к счастью, не побили. Но мы видели это у нас в прямом эфире. Вот смотрите, есть еще украинские военные. Сегодня мы знаем, что официальный Киев высказался в том духе, что будут защищать Украину согласно Конституции. А мы знаем, что Аксенов теоретически может быть арестован, правда, совершенно непонятно, кто это сделает. Однако известно в Крыму, что сотрудники СБУ Украины, которые в Крыму работают, подчиняются главе СБУ в Киеве, и, что называется, присяге не изменили. С военными такая сложная история. Сегодня весь день эта история развивалась:  то российские войска уехали из частей, то неожиданно обратно вернулись. Сегодня, например, я остановился по дороге в Евпаторию, где ракетные части украинские. Сперва солдаты российские и люди из самообороны уехали, а теперь они пытаются обратно вломиться в эту часть. Ну, а поскольку украинцы ее полностью заняли, они их опять не пускают. И там ожидается возможность ночного штурма, прорыва или какого-то противостояния. Возможно, туда подойдут офицерские жены. Кстати, с офицерскими женами я вчера говорил, с женой командира части стратегической авиации в Балаклаве. И она как раз обсуждала вопрос, что если Крым присоединится к России, то придется уйти. Такое вполне возможно. Она сказала довольно важные слова, как мне кажется, которые, наверное, сейчас разделяют большинство военнослужащих и их семьи.

Лариса Мамчур, жена командира части стратегической авиации Украины: Дело в том, что мы за то, чтобы был проведен нормальный референдум в Крыму. Если крымский народ согласен вступить в состав России, ну, Бога ради, это его конституционное право. Мы живем в 21 веке, на сегодняшний день во всех странах мира есть такое: принял референдум, перешли в состав России. Тогда разрабатывается план вывода войск нормальный, цивилизованный. Мы себе по этому плану кто захотел – принял русское гражданство, уволился, кто не захотел – нормальным планом мы отсюда уезжаем. Не надо нас под дулами автоматов ставить на колени и заставлять принимать какие-то присяги непонятно кому. Мы приняли присягу украинскому народу.

Вот это мнение еще и о том, мне кажется, высказано Ларисой, что многие здесь устали от этого странного противостояния. На улице действительно мало людей. Если бы кто- то захотел поспорить с людьми с российскими триколорами всерьез, если бы здесь нашлись бы люди, то это не было бы каким-то большим столкновением. Потому что их не слишком много, и тех, и других. Кроме крымских татар, которые себя никак не проявляют. Хотя в фейсбуке сегодня они стали заявлять, чтобы «мы зря сохраняли нейтралитет, мы зря так долго считали, что не выйти на улицу – это значит избежать провокации. А теперь, возможно, это надо делать». К ним могут присоединиться и русские, и украинцы. Сейчас ожидается, что будет до 16 марта, выйдут они на улицу или нет. Но мы станем свидетелями этого в ближайшие дни.

Другие выпуски