Откроются ли русские школы в Грузии. При Саакашвили им мешали, а сейчас Россия не помогает

29/01/2014 - 22:02 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута

Российский МИД продолжает восстанавливать духовные связи и готов способствовать открытию русских школ в Грузии после того, как там поменялась власть и ушел президент Михаил Саакашвили.

Обсудили эту тему с экспертом – у нас в гостях был президент «Ассамблеи народов Грузии» Гоча Дзасохов.

Дзядко: Расскажите, насколько этот процесс массовый? Потому что я помню, что еще пару лет назад, когда я был в Грузии, мне говорили, что молодежь русского языка практически не знает, и, скорее, говорит на английском, чем на русском. И связано это как раз с отсутствием школ.

Дзасохов: Во-первых, хочу поприветствовать наших телезрителей, пожелать им всего наилучшего и терпения в эти трудные минуты и времена. То, что касается русского языка и русских школ в Грузии, сегодняшняя реальность нам дает определенные надежды, что уже та антироссийская лихорадка, которая была во времена, которые вы назвали, уходит в прошлое, наступает новая реальность. Конкретно – русская школа, единственная, которая до сих пор существует, это бывшая школа ГРВЗ (группа российских войск Закавказья), которая была закрыта в 2006 году, еще до августовских событий. Я хочу назвать и быть реалистом, что это было сделано, к сожалению, российской стороной. Мы тогда школу сохранили. Переименовали в общеобразовательную школу «Интеллект». На сегодня там учеба ведется на русском, программа российских учебников. Программа министерства образования РФ. Но, к сожалению, уже не выдают аттестаты на русском. То есть российские аттестаты, которые были в прошлом. Вопрос в том, что аккредитацию эта школа по грузинским законам прошла, но, к сожалению, замечу, что мы уже на протяжении нескольких лет не можем добиться, чтобы школа, которая вырастила много-много поколений, не может сделать российскую аккредитацию. Может быть, этот проект и программа, которую озвучил наш министр иностранных дел, будет способствовать этому. И долгожданную аккредитацию школа получит.

Дзядко: Какая конечная цель? Условно говоря, в Грузии должно появиться 15 школ, 20, 10?

Дзасохов: Школа, о которой идет разговор, была основной. Она имела филиалы практически во всех регионах, не только в Грузии, но в закавказских республиках – Азербайджане, Армении. По-другому я бы сказал, что прививать русскую культуру, продвигать обучение русского языка без школ и без таких учебных заведений не представляется возможным. Я хочу сказать, что в Грузии когда-то стояли войска министерства обороны еще СССР.  Для продвижения государственной политики, генеральной линии культуры и духовности одна школа может сделать гораздо больше, чем несколько дивизий.

Дзядко: На ваш взгляд, насколько у молодежи сегодня есть желание учить русский язык?

Дзасохов: В школе учатся около 400 детей. У молодежи такое желание есть. Но русская школа и русский язык в общеобразовательных учреждениях был на уровне запрета.

Таратута: Можно уточню этот пункт – «на уровне запрета». Понятно, что отношения между странами были напряженные, и вы говорите о том, что школы закрывались, потому что прошлая грузинская власть не хотела ничего русского. Но, с другой стороны, вы говорите, что школа не может получить российскую аккредитацию. То есть это процесс двухсторонний?

Дзасохов: Да.

Таратута: То есть и Россия, в общем, не сильно шла навстречу?

Дзасохов: Если мы пережили тот нажим и давление, которое было со стороны режима, и школа отстояла, до сегодняшнего дня существует, к сожалению, не можем добиться аккредитации российского министерства образования. Было много обращений.

Таратута: Сейчас вы ожидаете? Потому что власть уже вполне дружелюбная в Грузии.

 Дзасохов: Если это уже в постановлении правительства РФ изложено, МИД будет провайдером этой хорошей инициативы, я думаю, что, наконец, аккредитация будет. И дети, которые будут оканчивать эту школу, свободно могут выезжать в российские ВУЗы и пробовать свою судьбу там.

Другие выпуски