Осторожно, двери... вращаются: о том, куда идут работать бывшие чиновники

13/02/2013 - 22:35 (по МСК) Елена Панфилова, Иван Ниненко

Елена Панфилова и Иван Ниненко в КОРРУПЦИИ на ДОЖДЕ о том, как меняют свои работу чиновники ­– куда они переходят и как используют свои бывшие полномочия.

Всем известно, что коррупция  – это не только деньги в конвертах, коробках или даже чемоданах. Вот, например, синдром «вращающихся дверей»… Каких дверей? Вращающихся… Когда в эту дверь входит чиновник, а выходит из неё – предприниматель. Но не простой предприниматель, а обогащённый знаниями, умениями, связями, а порой и решениями, которые он в пользу бизнеса принял, ещё находясь на государственной службе. Удобная дверь! Просто чудесная!

«Revolving doors» («вращающиеся двери») - практика, при которой индивид переходит с государственной позиции на позицию в частной структуре (или наоборот) и использует свои должностные полномочия на государственной службе в интересах частной кампании.

Работаешь на «нужной» должности, принимаешь «правильные» и «нужные» решения.  Даже взятки за них не берёшь! А потом увольняешься и переходишь работать к тем, для кого эти решения принимались. И все довольны, все в выигрыше. Все, кроме общества.

Да, и такие случаи происходят постоянно в разных странах мира. В середине 2000-х все бурно обсуждали переход экс-канцлера Германии Шрёдера в одну из структур «Газпрома» ровно после того, как он, будучи ещё канцлером, оказал поддержку газпромовскому концерну. А в Британии, помнится, все бурно обсуждали контракты ушедшего премьера Тони Блэра с консалтинговой компанией, которой очень на пользу могли пойти знания, накопленные экс-премьером на Даунинг Стрит. Ну, и у нас таких примеров круговорота чиновников-предпринимателей в природе – пруд пруди… 

Вот буквально на прошлой неделе, к нам пришло обращение из Воронежа о бывшем главе Воронежнедра Александре Плаксенко, который удивительным образом в мановение ока оказался на руководящей должности в компании, ранее получившей от него же лицензию.

«После того, как бывший глава Воронежнедр Александр Плаксенко перешел на работу в местное подразделение Медногорского медно-серного комбината (ММСК), победившего в конкурсе на освоение Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе, новым руководителем отдела геологии и лицензирования по Воронежской области стала Галина Жданова. Наблюдатели считают госпожу Жданову хорошим специалистом, но указывают на то, что она «входит в ближайшее окружение» Александра Плаксенко. А это может сказаться на ее объективности».  «Коммерсантъ» (Воронеж) от 31.10.2012

А что, обычная история… Обычная-то она обычная, но не стоит забывать о нормах федерального закона «О противодействии коррупции», которые регулируют трудовую занятость чиновников после отставки.

«В течение двух лет после увольнения государственный служащий имеет право работать в организации, функции государственного управления которыми входили в должностные обязанности государственного служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Значит, нам лишь надо найти такое решение комиссии по господину Плаксенко? Можно попробовать, но пока найти его не удалось. Ну, тогда отправим запрос. Ведь мы так уже делали в 2010 году, когда с должности директора департамента цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций Минкомсвязи в связи с достижением пенсионного возраста  был уволен Стыцько Виталий Петрович сразу после этого ставший заместителем генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», то есть компании, в отношении которой он только что осуществлял государственный надзор.

И вот что нам тогда ответили:

«ФГУП «РТРС» направило уведомление в Минкомсвязи России о принятии на работу Стыцько В.П. на должность заместителя генерального директора… в соответствии с Протоколом Комиссии дано согласие на замещение должности».

Невидимый Протокол - всему ответ. И никому такой изящный проход сквозь вращающиеся двери не показался странным. К сожалению, это давно уже стало нормой. Взять, хотя бы, ещё недавно шумную историю с Химкинским лесом. В антикоррупционной экспертизе решений, связанных со строительством этой трассы, отмечен классический пример успешного использования «вращающихся дверей». 

Из заключения антикоррупционной экспертизы Центра Трансперенси Интернешнл Россия (7 апреля 2010 года): ФГУ «Дороги России» (гендиректор Шахов Олег Федорович) поручает работы по обоснованию инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 ОАО «ГипродорНИИ». В 2009 году  Шахов уходит  с поста Генерального Директора ФГУ «Дороги России» и избирается Генеральным Директором ОАО «ГипродорНИИ».

Вот так они и бегают туда-сюда. И, похоже, коррупцией это у нас никто не считает. И если вдруг общество начинает чиновникам задавать слишком много вопросов про эту или другую ситуацию, то отвечают ему вот приблизительно так:

«Отдел геологии и лицензирования по Воронежской области.

Озабоченность отдельных граждан… …по поводу негативных экологических последствий, связанных с планируемой разработкой сульфидно-медно-никелевых месторождений в Воронежской области, лишена всякого основания… …Отдельные граждане, раздувающие эту проблему, озабочены чем угодно, только не вопросами экологической безопасности региона…

Начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области А.Н.Плаксенко».

Хотелось бы напомнить любителям подобных ответов и всяких вращающихся дверей, что это они для общества, а не общество для них. И рано или поздно удобная, комфортная, чудесная, крутящаяся дверка может превратиться в простую дверь с табличкой «На выход» или с зарешеченным окошком.

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски