Олег Кулик о том, как познакомились Толоконникова и Верзилов: «Они бегали голыми по моей инсталляции»

28/03/2013 - 15:47 (по МСК) Тоня Самсонова
Настало время нашей рубрики Кофе-брейк и у нас в гостях художник Олег Кулик.
Самсонова: Не могу не спросить про надпись на вашей футболке - «Не ешь толокно», и профиль Надежды Толоконниковой, которой, сегодня стало известно, разрешили 3 дня свидания с мужем. Пётр Верзилов отправляется к ней.

Кулик: 3 дня любви.

Самсонова: Вы же наверняка их и познакомили, вы же стоите за спиной группы «Война».

Кулик: Я – человек верующий, и скажу, что познакомил их Бог, а я просто не мешал и предоставил мастерскую, чтобы они наслаждались.

Самсонова: Но при вас произошло знакомство Верзилова и Толоконниковой?

Кулик: Да.

Самсонова: Расскажите в двух словах, как это было.

Кулик: Они по мастерской бегали голые и снимались в моём проекте «Система координат». Это такой проект, где люди отражаются в стекле и непонятно, это реально или не реально, и люди друг друга не видят. Но на видео ты понимаешь, что они соединены, как и фантазии. Мы много чего не видим, много чего не знаем, не ощущаем, но в голове у нас это всё соединяется. Это буддийская тема иллюзорности и реальности, что более реально.

Самсонова: Вы открываете сейчас в Москве выставку, посвящённую буддийской культуре. Расскажите о ней, пожалуйста.

Кулик: Буддийская культура – это интересная философия. Это мир без Бога, но очень нравственный, очень порядочный, очень трепетный по отношению к восприятию этого мира. В этом смысле в этом мире Бога нет, но ты ведёшь себя, как будто он есть. Ты есть этот Бог. Это очень сложная конструкция для человека, который приходит первичный путь знакомства с идеей трансцендентного, это не так просто. У нас эта идея не очень популярна, мы считаем, что Бог – дедушка с бородой, который сидит на облаке и машет ножками и указывает, что делать. Это хорошая идея для подрастающего поколения. Но когда ты вырастаешь, этот дедушка должен спуститься, и ты должен увидеть в зеркале, что это ты.

Самсонова: А когда открывается выставка?

Кулик: Сегодня.

Самсонова: Но там не будет ваших картин, вы куратор?

Кулик: Будут мои фотографии, где я левитирую, медитирую и переживаю разные эксперименты с сознанием.

Самсонова: Ведь говорят, что министр обороны России господин Шойгу – буддист. Не собирается ли он приехать к вам на выставку?

Кулик: Это прекрасно. Я слышал слухи, что будущая великая война с исламским эгрегором будут вести как раз буддисты. Не христиане, не протестанты, не католики, у которых сейчас нет энергии, а именно буддисты, то есть китайцы, индийцы, наши калмыки. Видимо, Шойгу и возглавит эту армию.

Самсонова: Он  же сейчас на военные учения отправляется на Чёрное море. В 4 утра Путин ему дал указ.

Кулик: Прекрасно, наши танки должны быть наготове.

Самсонова: А могут буддисты быть военизированными буддистами?

Кулик: Конечно, Будда в силе – это страшный вообще Будда. Сердце должно быть свободно от агрессии, если нужно защитить слабого, буддист не будет стоять и говорить, что на всё воля Божья. Будда в последней своей реинкарнации выбросил человека с корабля за то, что увидел во сне, что он хочет убить команду и захватить корабль. Так что Будда в силе – это страшный и яростный защитник, Махакала. Я родился в день Махакала, это защитник.

Самсонова: Сразу возникает ассоциация группы «Война» и буддизма.

Кулик: «Война» - это чисто политическая акция, такие лягушки ква-ква-ква, искусства там не было, нет, и они не уважали искусство. Искусство намного важнее политики, оно переживёт политику. Вот Надя Толокно и «Pussy Riot» - это действительно люди, которые вышли из территории искусства и там останутся. Политика – это случай в их карьере. Через 20 лет никто не вспомнит политиков современных, а про Надю Толокно будут писать все детские садики: «Я учился в садике имени Нади Толокно».

Самсонова: А Надя – художник, на ваш взгляд?

Кулик: Конечно.

Самсонова: В политике считают, что она политик, её называют общественным деятелем.

Кулик: Политики считают, что она политик, музыканты считают, что она музыкант, секс-символы считают, что она секс-символ, но она себя называет художником.

Самсонова: Почему она художник для вас?

Кулик: Потому что она видим мир эстетически, она видит его ображённо, превращённым в образ, не как идеологические конструкции, которые меняются, она видит эту игру формы. У неё художественное восприятие мира, она называет себя художником, и она училась на художника. Ну, философ, художник-философ, поэтому мы Надю не отдадим никаким политикам, никаким попсовикам, она наша Мухина современная.

Самсонова: Скажите, куда приходить к вам на выставку?

Кулик: Ветошный переулок, дом 11, возле ГУМа.

Также по теме
    Другие выпуски