Новые подробности убийства Павла Адельгейма: отец подозреваемого пытался сдать сына в психушку

06/08/2013 - 21:24 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер
Похороны отца Павла Адельгейма состоятся в Пскове в четверг 8 августа. Отпевать одного из самых известных и самых свободных священников русской православной церкви будут в храме Св. Жен Мироносиц, где служил убитый священник.

Тем временем, вчерашнее резонансное убийство во Пскове обрастает новыми подробностями. Как и почему погиб отец Павел Адельгейм, – выяснял Родион Чепель.

Чепель: Довольно быстро стало известно имя убийцы. Им оказался Сергей Пчелинцев, выпускник операторского факультета ВГИКа.

Юноша 1987 года рождения приехал к отцу Павлу на его 75‑летие 1 августа или сразу после. Он приехал из Москвы на такси, заплатив 16000 рублей водителю за дорогу. Депутат псковского областного собрания Лев Шлосберг рассказал, что супруге отца Павле Вере Михайловне новый жилец не понравился – был замкнут.

Лев Шлосберг, депутат областного собрания Пскова: Он был принят отцом Павлом и матушкой Верой у себя дома по просьбе некой знакомой женщины из Москвы. Это душевнобольной человек, возможно, его знакомые надеялись, что слово отца Адельгейма вылечит его болезнь, он жил три дня в этом доме.

Вещи действительно происходили странные. Вот что рассказал друг семьи Петр Гусев.

Петр Гусев, друг семьи Павла Адельгейма: Спустя некоторое время приехал его отец из Москвы, чтобы его забрать и увезти в Москву. Отец сидел на парапете, этот Сережа вышел к нему, опустился на коленки и говорит: "Папа, только не отправляй меня в психушку, пожалуйста". Тот говорит: "Да не собираюсь я в психушку отправлять, потому что в 8 часов утра в понедельник ты должен быть в поликлинике у врача". Спустя некоторое время матушка сказала, что они ушли покупать билет. Уедут - не уедут, она не знала. Я спросил, взяли ли вещи с собой. Она сказала, что да, все вещи они взяли.

Это было в воскресенье, и как выяснилось позже, Сергей не уехал. Потому что в понедельник около восьми врачи констатировали смерть священника от потери крови. Сначала была информация о том, что, возможно, виноваты врачи, которые не выехали сразу. Но распечатка вызовов и переговоров местной скорой помощи, сделанная по заказу Псковского агентства информации, показывает, что врачи были на месте через 7 минут после вызова, они же занимались предполагаемым убийцей, который дважды ранил себя. До этого он, по рассказам очевидцев, бегал вокруг дома, крича о том, что он – убийца. По информации Следственного комитета, группе по особо важным делам сегодня так и не удалось провести с Сергеем следственные действия, поскольку он не приходил в сознание после операции, к нему подключен аппарат вентиляции лёгких.

Журналистам быстро удалось найти мать подозреваемого. У Светланы Ковалевой нее есть сразу несколько версий происходившего – во‑первых, она рассказала, что толчком к жестокому преступлению мог стать документальный проект, посвященный маньякам‑убийцам. По словам Светланы Владиленовны, в Псковскую область Сергей поехал и поселился в доме священника, потому что собирался вскоре венчаться со своей девушкой и таким образом хотел подготовиться к обряду. «Он мне все время говорил про Библию, страшные СМС писал... Что хочет, например, забрать мою душу, и что‑то еще про причастия...» По словам матери, жизнь Сергея в последние годы была отравлена головными болями, вызванными травмой верхнего шейного позвонка, в последний раз говорил ей, эти слова приводят журналисты: «Мама! Как ты не понимаешь, что у меня как будто штырь в голове! Что мне больно!». В университете он был более сдержан.

Алевтина Чинарова, проректор по учебно-воспитательной работе и УМО ВГИКа: Он заочно у нас учился на платной основе и закончил в декабре. Поступал сначала в 2003 году, там по плохой успеваемости был отчислен, потом восстановился только в 2009-м. Заочники только на сессию приходят. Поэтому мне надо было найти только руководителя мастерской, который как-то охарактеризовал его, но насколько я знаю, он  очень высоко ценил его, как способного учащегося.

Однокурсники Сергея, конечно, были шокированы произошедшим. Саша Лихачева пишет: «Мы учились, общались, и что это у всех у нас, знавших Сережу, не укладывается в голове». Карен вспоминает: «Он не был очень общительным. Хорошо снимал. Мне бы никогда не пришло в голову, что он способен убить человека. Во ВГИКе он был абсолютно нормальным, по крайней мере. Хотя, говорят, в тихом омуте черти водятся». А вот что рассказал нам студент, учившийся во ВГИКе на продюсера.

Дмитрий Пищулин, одногруппник Сергея Пчелинцева: Он был отличным оператором, но немножко замкнутый был. Моменты, когда он улыбался, редкие. Всегда немного в себе и как будто он продумывал каждый ответ, каждую фразу, которую произносит. Обдумывает каждую твою реплику.

Убийство отца Павла Адельгейма по значимости сразу сравнили с убийством в 1990 году протоиерея отца Александра Меня. Отец Павел был очень известным проповедником.

Протодьякон отец Андрей Кураев в связи с его гибелью заявил следующее: «Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет не‑анонимно и публично сказать «владыка, вы неправы!»?

Также по теме
    Другие выпуски