Не надо паники. Основатель Anywayanyday.com Кирилл Подольский – о том, стоит ли покупать авиабилеты в интернете после истории с Eviterra

09/01/2014 - 21:44 (по МСК) Павел Лобков, Юлия Таратута

Онлайн‑сервис по продаже авиабилетов Eviterra.com оказался в центре скандала: по версии следствия, сотрудники компании продавали клиентам недействительные авиабилеты.

Возбуждено уголовное дело о мошенничестве. «Эвитерра Трэвел» начала прием претензий по поводу несостоявшихся вылетов.

Ранее компания Eviterra объявила об аннулировании шести тысяч билетов, купленных через одноименный сайт. При этом покупатели билетов не могут теперь добиться возврата своих денег ни от Eviterra, ни от авиакомпаний, ни от банков.

Обсудили эту ситуацию с нашим гостем, Кириллом Подольским, председателем совета директоров группы компаний Anywayanyday, которая также предоставляет услуги покупки авиабилетов через интернет.

Лобков: Я покупал билеты часто через ваш сервис и не знал, что это может мне грозить. Или это я покупаю через ваш сервис, не может такое грозить, в принципе?

Таратута: У меня тоже.

Подольский: Мне что остается сказать? Конечно, нет. Через Anywayanyday все будет хорошо всегда. Мы, наверное, один из старых игроков этого рынка, и самый крупный сервис.

Лобков: Почему Eviterra оказалась той самой точкой разрыва между банками-эквайерами, между, как называлось «Авиа Центром», я точно не помню, какое-то тоже есть специальное слово.

Подольский: Это мета-поисковик.

Лобков: Сложная система. Мы видим только ее конец. Почему именно на Eviterra все порвалось?

Подольский: Мне кажется, во-первых, очень сильно  преувеличены проблемы, которые возникли. Я слушаю, и как человек близкий к этой проблеме, знающий нюансы, я знаю, что пока не вылетело 47 человек всего. Была угроза, что могут аннулировать до 6 тыс. билетов и даже больше, но она пока остается угрозой, и больше ее СМИ раздувают.

Таратута: Это паника?

Подольский: Конечно, это паника. Никакой проблемы не возникло, на самом деле. Существует только угроза.

Лобков: У около 50 человек испорчен Новый год абсолютно, они сидят с недействительными билетами в Москве и едят оливье вместо лобстеров, и еще не знают, с кого получить деньги. Это все-таки проблема.

Подольский: Есть проблема, как и в любой отрасли, в любом бизнесе неадекватное поведение, неадекватно выстроенный бизнес-процесс могут привести к таким последствиям. Но проблема преувеличена сильно, безусловно, уверен, что она никакого не имеет уголовного подтекста, я в этом убежден, зная, как устроена Eviterra, какие внутри события происходят, что думает менеджмент сейчас. Безусловно, все напуганы, и в состоянии шока находятся, в том числе, люди в самой Eviterra. Но проблема сильно преувеличена.

Таратута: Мне, конечно, жалко  людей в самой Eviterra, но они, видимо, никуда не летели в тот момент. Сегодня Майя Ломидзе, аналитик вашего тур-рынка, говорила о том, что закон устроен так, что кто угодно, буквально, может продавать билеты (она немножко сгущала краски) и совершенно непонятно, с кого требовать возврата. Что она имела в виду?

Подольский: Меня поражает количество непрофессиональных сюжетов и комментариев, как ни странно, продажа авиабилетов — это довольно сложная отрасль в техническом плане…

Лобков: Одних верификаций сколько!

Подольский: Мне кажется, авиакомпании немного сами себя запутали в этом. Первым коммерческим применением  компьютера была именно продажа авиабилетов. Поэтому, конечно, есть мета-поисковики, есть UTA, есть агенты IATA, есть прямые, есть субагенту. Человеку довольно трудно в этом разобраться. Я говорю, что ситуация, во-первых, сильно раздута прессой и СМИ, плюс Следственный комитет, как всегда тут добавил своего немного.

Таратута: Хорошо, как у вас это происходит? Представим себе, что эта ситуация произошла, у вас конфликт с кем-то, угроза невылетов. Как возвращаются деньги? Объясните потребителям эту процедуру, не все понимают.

Подольский: Здесь произошел странный такой случай, когда… существует много актов, которыми описаны действия, наш Гражданский кодекс противоречит правилам IATA, и иностранные компании, русские компании тогда…

Лобков: Что случилось в Eviterra? Как вы могли бы механизм объяснить? Если бы вы давали интервью бизнес-журналу.

Подольский: Мне кажется, здесь несколько запаниковали игроки, в том числе агент IATA немного погорячился.

Лобков: В каком смысле погорячился? Человек заплатил живые деньги, они прошли через банк-эквайер «Промсвязьбанк», который потом сказал, что «нет, мы возвращать вам деньги не будем». Эти деньги эквайер кому-то передал. Правильно, если у него их нет, значит, этому агенту  IATA и передал. Он должен получить товар, деньги – товар. Значит, должны какие-то билеты прийти. Услуга должна прийти. На каком моменте эта услуга не пришла? На каком моменте оказалась пустой?

Подольский: Субагент не смог расплатиться с аккредитованным агента IATА «Авиа Центром», и «Авиа Центр» решил частично аннулировать билеты, которые были ему не оплачены.

Лобков: Но ведь этот весь бизнес был основан на доверии. Неужели эти люди, знающие друг друга, не могут, зная, что будет скандал, прокредитовать друг друга? Под высокий процент взять кредит на стороне, чтобы потом где-нибудь прикрыть эту дырку. Репутация спасена, деньги немножко потеряли.

Подольский: Я здесь считаю, что «Авиа Центр» – это огромный игрок рынка – немного погорячился с возвратом. Я считаю, что они исправили ситуацию полностью. Никаких 6 тыс. аннулированных билетов, безусловно, не будет. Люди в Eviterra – просто очень слабая бизнес-составляющая была. То есть хороший продакт-менеджер придумал бизнес, придумал только его часть небольшую и не смог выстроить бизнес-процесс. Он построил модель такую, которая предполагала участие скорое инвесторов, но он выстроил слабо бизнес-процессы в компании и корпоративное управление. Мы пытаемся участвовать в этом процессе и совместно с «Авиа Центром» выправить ситуацию. Меня пригласили случайно сюда, но мы обсуждаем с акционерами Eviterra сейчас, с «Авиа Центром», как основным кредитором, чтобы мы взяли…

Таратута: К слову, вы потеряли или приобрели? С одной стороны, ваш конкурент утопает, а с другой стороны, конечно, ко всем агентствам доверие сильно подмочено.

Подольский: Здесь, конечно, палка о двух концах, потому что, с одной стороны, Eviterra очень портила рынок в последнее время неадекватным поведением с демпингом, и нам говорили, что на Anywayanyday очень дорогие билеты. Понятно, мы продаем билеты с доходом, мы не можем. Хотя я точно знаю, что мы получаем больше комиссии от авиакомпаний, как более крупные, чем Eviterra, и мы не могли понять, что происходит. С другой стороны, когда они уйдут, понятно, что продажи перетекут в ведущие агентства.

Лобков: Что касается банковского бизнеса, который более известен, и 2008 год многому научил, система неплатежей, было создано Агентство по страхованию вкладов, где банки депонируют деньги, есть участники, сейчас мы видим, банки лопаются, у кого-то отзывают лицензии, по крайней мере, свои 70 тыс. ты получишь от государства, от Агентства по страхованию вкладов. Имеет ли смысл интернет-компаниям, может быть, из них есть молодые старт-апы, сделать какой-то общий страховой пул, из которого такие дырки неплатежей будут закрываться, и люди будут получать свои билеты вовремя?

Подольский: Я думаю, что это произойдет не таким администрированием, а тем, что рынок будет консолидироваться вокруг крупных игроков. Я давно говорил, что эти мелкие… Eviterra, кстати, не была мелкой компанией, на самом деле, достаточно большой бизнес. Но я считаю, что есть такое зло как мета-поисковики, которые нагоняют трафик агентствам, и многие компании… Во-первых, мета-поисковики – это анти-потребительская вещь, поскольку агентства, которые дают цены мета-поисковикам, пытаются обманывать…

Лобков: Пример – Skyscanner?

Подольский: Ну, да, Avia Sales, Skyscanner не дают права выбора. К сожалению, они не отслеживают ситуацию, что на самом деле делают агентства. Если бы они как профессионалы сказали, что Eviterra последние три месяца на 10% продает билеты дешевле, чем они есть в системах и обратили бы на это внимание, они бы рынку дали сигнал и всем остальным. То есть нужно было обратить внимание на эту ситуацию всем давно. Неадекватно повел себя, к сожалению, менеджмент Eviterra в какой-то момент.

Лобков: Имеет смысл посмотреть в мета-поисковиках, где дешевле билеты, потом пойти на сайт авиакомпании, которая там указана, и взять непосредственно из первых рук. Я так часто делаю.

Подольский: Возможно, да. Может быть, так  и есть. Во-первых, не всегда на сайте авиакомпании будут дешевле билеты. Во-вторых, насколько вам это будет удобно – на разных сайтах покупать билеты.

Лобков: Удобно.

Таратута: А в-третьих, это три клика, не один.

Подольский: Проблема в том, что у нас очень мало прямых перелетов из России. Мы все-таки находимся на некой окраине мира, поэтому очень часто летаем с пересадками, поэтому многие перелеты связаны с разными компаниями, с договорами между компаниями. Если вы знаете точно, что вы летите Москва-Женева, и это «Аэрофлот», то прекрасно. Но вы захотите посмотреть, сколько Swiss стоит. Да, посмотрели на Skyscanner, может быть, так удобно. Мне как человеку, который два раза в неделю летает, мне не хватит времени на Swiss заходить, там завести аккаунт, на «Аэрофлоте», на Lufthansa.

Таратута: А вы сами где покупаете билет?

Подольский: Я, естественно, сам оцениваю работу Anywayanyday, самый страшный человек для нашего менеджмента, потому что, как правило, именно со мной происходят неурядицы при покупке билетов. Я тестирую.

Таратута: Вам не возвращают деньги, если билет не привозят вовремя?

Подольский: Билет не возят сейчас никуда, но какие-то возникают мелкие нюансы, которые я вижу. Я как купил первый билет на Anywayanyday, и всех сотрудников призываю к тому же.

Таратута: Тестировать на себе.

Подольский: Конечно.

Другие выпуски