Наталия Басовская о конце света: сейчас скупают крупу, а когда-то открывали Америку

21/12/2012 - 15:04 (по МСК) Павел Лобков, Юлия Таратута

О конце света ведущие ДОЖДЯ Павел Лобков и Юлия Таратута поговорили с известным историком Наталией Басовской.

 Лобков: Насколько ожидание конца света повлияло на ту культуру, которую мы называем «средневековой»?

Басовская: Западноевропейское средневековье, в котором я чувствую себя наиболее компетентно и знающе, можно сказать, родилось под знаком конца света. Дело в том, что падение Западно-римской империи было таким крушением, таким невероятным событием. На смену ему влились дикари, германцы, варвары, не знающие грамотности, письменности, не интересующиеся духовной культурой. Современники образованные: Кассиодор, Исидор Севильский, Аммиан Марцеллин воспринимали это как конец света. Все Гораций говорил, что Рим будет всегда.

Таратута:  То есть конец света – это моральная категория, а не фактический конец света?

Басовская: Безусловно, он был, и они верили, что он наступил.

Лобков: Люди были страшно религиозны, поэтому это одно и тоже.

Басовская: Религиозность - не главная черта римлян. Римляне были римлянами, хозяевами тогдашнего мира. Мир был не так велик, но они были первые. Они были убеждены, что этот мир несокрушим, и под этим знаком апокалипсиса и родилось Средневековье. Сам апокалипсис - это откровения Иоанна Богослова,  которое произошло на острове Патмос, ему дал Бог это откровение, предположительно в 68-69 году во времена Рима, в год, когда, например, кончил править Нейрон. Это тоже был конец света. Иоанн Богослов, которому было откровение, я абсолютно верю, что люди тогда так чувствовали, тоже видел, что этот мир ужасен, какие-то чудовища на престоле. Он уже христианский человек, значит, надо видеть мир иначе, он будет другим, но, чтобы он очистился, грядет вот этот армагеддон.

Лобков: Какраз ангел вострубил, очень много гравюр посвящено апокалиптическим видениям. Но, если ближе к 1000 году, это такой рубеж.

Басовская: 1000 год в Западной Европе – это твёрдое ожидание конца света. Режиссёром этого года была западная часть христианской церкви, она ещё не отделилась, как католическая, но уже было заметно, что у неё влияние на души людей очень сильное. После слияния германского Рима с римским люди были по абсолютному своему численному преимуществу безграмотны. В античном мире люди умели писать, читать, даже простые люди. На заборах в Помпее написано примерно то же, что у нас в подъездах,  только по латыни. И вот всё рухнуло, мир невежественен, тёмен и всё, что ему расскажут, он всему верит. А весь его мир духовный в церкви, там картинная галерея, там консерватория, там театр. Церковь крепко взяла души этих тёмных людей. Она и хорошему их учила, но в атмосфере последнего великого переселения народов.

Лобков: А в бытовом смысле в чём это выражалось?

Басовская: Церковь ещё больше хотела укрепить свою власть среди людей, появились сомневающиеся, будущие еретики, которые говорили: «Если всё благое прекрасное, христианский Бог создал этот мир и правит им, то почему же он так ужасен, почему массовые смертности, неурожаи, голод?! Нет, наверное, нас обманывают, на самом деле миром правит Сатана». Возникло сомнения, а не лжёт ли церковь. Вот сказано, что в 1000 году будет второе пришествие, будут судить по делам вашим. Вы замечали, что ожидание мрачного события тяжелее, чем само событие? Самое страшное для человека - ждать. И вот назначали день за несколько лет до тысячного года, предполагалось, что можно подготовиться, стать более религиозным. Люди раз в неделю, надев саваны, во главе со священником ползли на кладбище, как бы предварительно себя отпеть, чтобы грехи оставить здесь. Сохранились гимны, которые они пели. Это по латыни звучит как-то поразительно, хотя есть и перевод. Здесь тема такая: «Слышишь, земля, слышишь, великий пояс моря, слышишь, человек, слышишь, всё, что живёт под солнцем?! Грядёт, близок последний день неба, день ненавистный, день горький, когда небо исчезнет, солнце  зардеется, луна изменится, день почернеет, звёзды упадут на землю». Это мало отличается от сегодняшних разговоров. На невежественную почву тёмных людей любые картинки падали очень благотворно.

Таратута: Вы говорите о режиссуре, то есть это была абсолютно циничная манипуляция церкви тёмными людьми? Или это были воспитательные цели?

Басовская: Это, конечно, и режиссура, и воспитательные цели. Дело в том, что в церкви, которая является большой организацией, есть очень разные люди. Кто-то наверняка верил, кто-то мучился со своими грехами. Был такой германский император Оттон Третий очень молодой.

Лобков: Там империя была фиктивная.

Басовская: Зато какая священная римская, но это была большая претензия, что они почти как Папы Римские. Они потом дрались на эту тему. Этот юноша твёрдо уверовал, безумно боялся конца света, пополз на коленях в какое-то паломничество, приказал вскрыть гробницу Карла Великого, который умер в 814 году, чтоб посмотреть, как после смерти. А миновал этот год, и он вскоре умер, мы бы сказали сегодня от нервного потрясения.

Лобков: Мы же многим обязаны этим апокалиптическим ожиданиям, есть даже версия, что мы обязаны открытием Америки и путешествию Колумба, потому что до этого 1492 года тоже был назначен конец света.

Басовская: Вы совершенно правы, его много раз назначали. Церковь - очень гибкая организация, не всё цинично, но гибко, как в любой организации. Она переносила, сначала ненадолго, потом на 20 лет, 40 лет и вот докатились до 15 века. Один из мотивов путешествие Колумба было найти такие края, где можно укрыться от апокалипсиса. Индия была вообще символом отдалённости, Китай тоже. Его финансировала Изабелла Кастильская. Только что возникло испанское объединённое государство, брак Фердинанда Арагонского  и Изабеллы Кастильской объединил. Он долго искал денег на это путешествие. У Изабеллы личным духовников был знаменитый Торквемада, великий инквизитор, видимо, он верил, что он отчищает людей от грехов. Спорят, он подписал 18 тысяч приговоров или 20. Но в конце своей жизни он завёл охрану в 250 человек и плохо спал по ночам, жертвы ему грезились.

Обязаны ли мы путешествиям? Конечно, нет. Дело в том, что эти путешествия всё равно бы произошли, было очень много причин: усовершенствовалась наука, приборы, любознательность человека гнала его. Но толчок и деньги, которые дала Изабелла, связанны именно с этим. Была у неё, видимо, мысль, что если что там будет убежище. Сегодня с крупой, сегодня в подвалы, а тогда - в невиданный мир.

Меня что смущает? Эти явления очень средневековые, они, конечно, базируются на почве невежества, но сегодня человечество прошло такой путь, значит, невежество в нашем обществе закрепилось. Оно ищет какие-то новые формы.

Таратута: По сегодняшним новостям мы обязаны концу света и открытием Америки. Насколько аморальный или культурологический феномен мифа конца света?

Басовская: Миф о конце света, мне кажется, вечен, как миф о коммунизме. Есть такие вечные мифы, которые никогда никуда не уходят, он вечен. Потому что человеку свойственно и грешить и надеяться, и грешить и каяться, это свойство нас. Но если не поймём, что надо бороться с невежеством, так и проведём жизнь в средневековье.

Лобков: И с крупой, и со спичками.

Басовская: Хотя непонятно, если наступил конец света, зачем тебе спички.

Также по теме
    Другие выпуски