Начался процесс по делу об убийстве Буданова. Эксперты опасаются новой волны ксенофобии

03/12/2012 - 18:41 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

В Мосгорсуде сегодня начались слушания по делу об убийстве в Москве полковника Буданова. Главный подозреваемый – Юсуп Темерханов – не признал свою вину. Рассматривает его дело суд присяжных и адвокаты уже заявляют, что на них может быть оказано давление.

Об этом и о том, как в обществе воспримут проведение второго подряд громкого процесса с участием подсудимого выходца с Северного Кавказа, выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Подсудимый Юсуп Темерханов сам настаивал на том, чтобы его дело рассматривала коллегия присяжных заседателей. Прокуратура обвиняет уроженца Чечни в том, что он убил бывшего командира танкового полка Юрия Буданова летом прошлого года из жажды мести, Следствие установило, что в 2000 году отца Темирханова убили российские военнослужащие, которых до сих пор не нашли, это произошло во время контртеррористической операции. Прокурор Мария Семененко сегодня начало свое яркое выступление, огласив позицию обвинения. Убийство отца вызвало у Темерханова ненависть к социальной группе военнослужащих, участников операций в Чечне. Движимый личными чувствами, Темерханов в 2004 году позаботился о конспирации, получив паспорт на имя Магомеда Сулейманова, а в 2011 году избрал в качестве жертвы бывшего полковника Буданова. Юсупа Темирханова защищает известный адвокат, Мурад Мусаев, который уже доказал, что умеет работать с присяжными и может склонить коллегию в свою пользу. Однако он уже предполагает, что на них может быть оказан давление.

Мурад Мусаев, адвокат: Процесс начался с того, что сидит опер один в зале. Мне кое-как удалось заявить ходатайство под предлогом его будущего допроса и выставить его из зала. А за дверью в коридоре сидят еще пять оперов, таких крепких ребят, МУРовцев, судя по всему. Правда, я не знаю, если они вшестером приходят на одно наше судебное заседание, кто в это время преступников у нас в городе ловит? Я думаю, что у этих ребят задача как раз по работе с присяжными стоит. Когда мы отбирали присяжных, судья компетировал кандидатов на месяц и всячески намекал на то, что мы до новогодних каникул закончим. Сильно в этом сомневаюсь.

Сегодня Мурад Мусаев  заявил, что его подзащитный невиновен, ранее говорил, что того пытали, и даже усомнился, что на скамье подсудимых тот человек, про которого думает следствие. Кстати, сын бывшего полковника Буданова Валерий сегодня так же выступил на процессе и рассказал, что его отец незадолго до убийства был немного насторожен, но не объяснял почему. Внимание к процессу приковано еще и потому, что он стартовал сразу после окончания другого громкого суда над самбистом Расулом Мирзаевым, их даже сравнивали, такая череда может вызвать волну ксенофобии, опасаются эксперты.

Эмиль Паин, директор Центра этнополитических и региональных исследований: Дело в том, что все эти процессы работают на усугубление ситуации. Она и так сегодня острее, чем когда бы то ни было. Никогда еще уровень исключения из общего «мы» кавказцев не был столь силен. Не только националисты, не только левые, но и те, кого условно можно назвать либералы и даже провластные, исключают Кавказ из всеобщего единого «мы», по крайней мере, оценивают его другими мерками. Всякий раз, когда будет любое громкое дело, так или иначе ассоциируемое с Кавказом, значит, будут обостряться отношения. Прямо за Мирзаевым, через неделю, через месяц – это уже, строго говоря, не столь существенно.

В этих делах есть общие черты, и там и там – на скамье подсудимых выходец с Кавказа, и там и там – у родственников жертв преступления есть сторонники, и точно есть резонанс. Юрий Буданов и сам был фигурантом одного из самых громких судебных процессов о преступлениях российских военных в Чечне. В 2003 году он был осужден за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, а спустя шесть лет вышел из тюрьмы. Летом прошлого года Буданова убил неизвестный киллер, на Юго-Западе Москвы. Возможно, властям бы и хотелось, чтобы Темирханова строго осудили, в пику мягкому приговору Расулу Мирзаеву, но на подходе и другие громкие дела. О драке возле торгового центра «Европейский» и об убийстве журналиста Анны Политковской. В этом деле интересы подсудимых, среди прочих так же будет представлять Мурад Мусаев.
Также по теме
    Другие выпуски