На войну после хаджа. Как кавказцы борются в Сирии против Башара Асада

23/11/2013 - 01:55 (по МСК) Лика Кремер, Дмитрий Казнин

Рамзан Кадыров уволил главу федеральной миграционной службы республики за то, что его дочь воюет в Сирии на стороне противников Башара Асада. Помимо этого, СМИ выяснили, что часть россиян, которая совершила хадж, обратно в Россию не вернулась — а отправилась воевать с сирийскими властями. 

Для начала — о Чечне. Об увольнении главы местного ФМС Асу Дударкаева  Кадыров сообщил в своем инстаграме: «Дудуркаев, являясь руководителем одной из важных структур, не имеет морального права говорить с подчиненными о морали и нравственности, патриотизме и религии. Его родная дочь находится в рядах ваххабистов и бандитов, проливающих кровь мирных граждан, взрывающих исламские святыни в Сирии. Мы предлагали ему помощь в возвращении дочери, но он заявлял, что этот вопрос решит. А дочь до сих пор среди бандитов».

Информация, что дочь уже бывшего главы ФМС Асу Дударкаева уехала в Сирию воевать, стала появляться еще полгода назад на различных кавказских интернет‑сайтах. И вот теперь все это вылилось в увольнение Дударкаева.

Вообще, информация о выходцах с Северного Кавказа, которые уехали бороться с режимом Асада, появляется с определенной периодичностью последние пару лет, практически с начала столкновений в стране. При чем цифры — самые разные. Например, еще год назад Рамзан Кадыров опровергал сам факт наличия чеченцев в Сирии. В июне ФСБ заявила, что из России в Сирии воюют порядка 200 боевиков — это цитата главы ФСБ Александра Бортникова. При этом неофициальные источники в определенный момент говорили даже о 10 тысячах россиян. Журналист Орхан Джемаль считает, что официальная цифра скорее больше похожа на правду. Но стоит учитывать и кавказцев, которые приезжают, например, из европейских диаспор.

Орхан Джемаль, журналист: Непосредственно людей, которые выехали с целью участия в джихаде, я думаю, что между 200 и 400. Плюс есть некоторое количество людей, приехавших из Европы из кавказских диаспор. Некоторое количество людей прибыло из университетов, ведь в студенческой сфере эти идеи очень распространяются. Этическая вещь, там нет подкупа. Естественно, каждый участник джихада имеет право на долю из добычи по шариату. И в этой части там обычно просто есть некие фонды. Но они используется не в качестве оплаты, это скорее «поддержание штанов», выплаты компенсации раненым и семьям убитых.

Откуда, в основном, едут из России сражаться против Башара Асада? Естественно, это субъекты федерации, в которых преобладает мусульманское население. Прежде всего, речь идет о Дагестане, Чечне, Кабардино‑Балкарии, Татарстане. Много кавказцев, как я уже было сказано, приезжают и из Европы, например, в скандинавских странах есть их многочисленные диаспоры.

Как они добираются в Сирию? Каналов несколько. Самый популярный — через Турцию. Там, на юге, большое количество этнических сирийцев, которые и помогают перебраться в Сирию, выдают оружие, проводят краткий курс молодого бойца…

Второй путь — через Ливан. Однако этот путь в Сирию более трудный – за последнее время местные повстанцы проиграли сразу несколько ключевых точек правительственным войскам.

Наконец, через Иорданию. Однако там имеются сильно западные страны, поэтому просто добровольцы, с улицы, так сказать, которые захотели бороться с Асадом, через Иорданию не ездят.

Сегодня издание «Кавказский узел» опубликовало расследование, из которого следует, что некоторые из чеченцев, которые совершали хадж в Мекку, в Россию из Сайдовской Аравии не вернулись. Издание пишет, что паломники приехали в Медину, откуда уже завербованных людей и отправляли в Сирию. Правда, скорее всего, это  также происходило, например, через Турцию.

Другие выпуски