На Жириновского и единороссов пожалуются в прокуратуру Брянска

08/10/2012 - 21:33 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Главные политические новости этого дня приходят из Брянска. Там на грани срыва выборы губернатора. После того, как в пятницу областной суд снял с гонки действующего главу области, Николая Денина, сегодня в город прибыл московский десант.

А на центральной площади Брянска прошел митинг в поддержку единоросса.

Накануне митинга с Дениным пообщалась корреспондент ДОЖДЯ Лола Тагаева, и он рассказал ей о сложившейся ситуации и о своих соперниках.

Денин: То, что посмотреть в каких фирмах, и в скольких фирмах он является учредителем, наверное, можно предполагать, что есть источник финансирования. Наверное, еще кто-то поддерживает ввиду каких-то договоренностей. Я могу только предположить это. Конечно, неожиданностью стало. Понимаю, когда нарушаешь, что-то делаешь, подтягиваешь. А когда все в открытую, абсолютно прозрачно, достойно, избирательная комиссия утверждает, прокуратура поддерживает, а суд находит и уже третий день не дадут решения – это что-то странно. Поэтому предполагаю, что без коррупционных связей, к сожалению, в судейском сообществе Брянской области не обошлось. 

Тем временем, по нашим данным, кандидатов в губернаторы стало еще меньше – снялся с гонки и представитель «Яблока» Андрей Пономарев. То есть, по сути, в выборах участвует только один коммунист Вадим Потомский. Последние новости из Брянска узнаем у нашей коллеги Лолы Тагаевой.

Тагаева: В Брянске, конечно, сейчас сложилась интересная ситуация. В списке кандидатов официально остается только Вадим Потомский, кандидат от КПРФ, и пока еще не восстановленный Верховным судом губернатор области Николай Денин. Будет ли он восстановлен, пока еще не понятно. Нет ощущения ни в Администрации области, ни в штабе Потомского, что Денин будет восстановлен. Сегодняшним снятием других кандидатов – от «Яблоко» и  ЛДПР – «Единая Россия» предложила для себя две дальнейшие стратегии. Первая: если все-таки Денина не восстановят, – это будет известно, скорее всего, не раньше среды, потому что только завтра областной суд выдаст документы, или, возможно, пятницы, когда мы узнаем решение Верховного суда – до этого момента Потомский остается единственным кандидатом, и выборы в Брянске будут признаны не состоявшимися. Если все-таки Николай Денин будет восстановлен, они встречаются в однотуровых выборах, и итог будет известен уже в воскресенье. Ряд экспертов, с которыми мне удалось пообщаться, и ряд представителей из штабов кандидатов говорят о том, что сейчас время играет на Вадима Потомского. Он продолжает работать с электоратом, люди больше узнают о нем. И для Денина выгоднее, чтобы они прошли в один тур, потому что, судя по имеющейся статистике, чаще всего, если губернатор не выигрывает выбора в первом туре, то во втором, скорее всего, проиграет. Сейчас Денину нужно либо сорвать выборы, либо идти на первый тур и успеть выиграть у Вадима Потомского время. Область говорит о том, что Денин оказался не настолько сильным, чтобы устоять, что кто-то смог его снять.

Ситуацию в регионе обсудили с нашими гостями в студии: Алексей Чадаевым, политическим философом, бывшим главным идеологом «Единой России»

Дмитрием Гусевым, руководителем Bakster Group Вадимом Соловьевым, депутатом Государственной Думы РФ, членом фракции КПРФ, руководителем Юридической службы ЦК КПРФ.

Кремер: Вопрос ко всем. В чем на ваш взгляд причина Брянского кризиса?

Чадаев: Я хотел бы не столько о политической составляющей, сколько о подоплеке. Общий объем торговли с Украиной и Беларусью в России 3 трлн. рублей в этом году. Брянск находится на границе, и казалось бы, должен был развиваться успешно. Однако, 71 место по производству на душу населения, 10 тыс. руб. средняя зарплата в регионе, и по всем показателям – дыра дырой. И за 8 лет правления Денин, конечно, никаких результатов не достиг.

Кремер: Слабых губернаторов, которые не могли победить, спешно после введения прямых губернаторских выборов снимали.

Чадаев: Брянская область – особый регион. Сам Денин в свое время пришел к власти только потому, что сняли коммуниста Юрия Лодкина, действующего губернатора Брянской области.

Казнин: Брянск – красный пояс?

Чадаев: Там всегда было политически трудно. Помню, в мою бытность еле-еле «Единая Россия» выборы в облдуму выиграла, несмотря на то, что это были годы, когда она везде побеждала. И там снятие главы могло привести к политическому кризису.

Казнин: Но главный вопрос – как так получилось, что сняли единоросса на выборах? Неважно, какой регион. Мы знаем, как действует «Единая Россия» на выборах.

Чадаев: Предыстория простая. Там по тому же основанию Изберком снял справедливоросса Рудникова, за подписные листы. И сейчас либо восстанавливать обоих, либо обоих снимать.

Кремер: А ваш ответ, Дмитрий?

Гусев: Я согласен с Алексеем -  и регион депрессивный, и Денин ничего не смог сделать с ним. Но самое главное – Денин не было готов к этим выборам. И Денин в этой ситуации подставил и партию «Единая Россия», и всех тех, кто поддерживает его в Москве.

Казнин: Вас не удивляет, что суд снял его?

Гусев: У Денина была очень простая стратегия выборов: приезжает Потомский, варяг, и по накатанной схеме, которая в Брянской области отыгрывалась дважды, когда приезжали выдвигаться в губернаторы ребята из других регионов. Побеждал всегда местный. Для Денина это была понятная, логичная схема. Но тут появляется Рудников: ни от кого не зависит, у него куча денег, и он собрал подписи. Рудников сдает подписи в предпоследний день. Денину ничего не остается, как 12 подписей вложить поддельно. Ценой собственной регистрации Денин подсовывает Рудникову эти фальшивые подписи, на основании которых Рудникова не регистрируют. Денин попал в ту самую яму, которую рыл для Рудникова.

Кремер: Денин-то почему не мог собрать нормальные подписи?

Гусев: Если бы Рудников участвовал полноценно в кампании, Денин, скорее всего, не выиграл бы. Потому что Денин мог выиграть только в первом туре. Во втором туре у Денина слабые шансы для победы. И сейчас рейтинги это показывают: рейтинг Потомского растет, рейтинг Рудникова – около 20%, рейтинг Денина падает с 40% и немногим превышает рейтинг Потомского.

Казнин: Вадим Соловьев, вы слышали обвинение со стороны Денина, который считает, что в судебном решении была коррупционная составляющая?

Соловьев: Абсолютно некорректное заявление, а тем более со стороны губернатора. Фактически, это дает возможность судье сейчас поставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности господина Денина за клевету. Когда суд, раз в нашей истории, выносит такое решение, то «Единая Россия» может объяснить это только коррупцией.

Казнин: Вас не удивило это решение?

Соловьев: У меня две версии ответа на этот вопрос. Первая: наши юристы представили достаточно доказательств, чтобы снимать Денина. Дело в том, что представлены такие доказательства, которые трудно обойти. Не хватает подписей для регистрации Денина. Мы представили заключение графологической экспертизы, которое подтверждает, что 17 подписей выполнено одной рукой. И эти люди пришли в суд и подтвердили это. Как суд может это игнорировать? Представлены доказательства, что несколько подписей люди выполняли за двух кандидатов. И часть глав администрации подтвердило в суде, что они по указанию сверху собирали эти подписи. Эта версия тешит наше самолюбие: что мы хорошо поработали и получили результат. А вот как практик, занимающийся выборами 22 года, думаю, что все более прозаично и цинично: на каком-то этапе «Единая Россия» поняла, что она с треском проигрывает выборы. Как уйти от этой ситуации? Только одним способом: признать выборы не состоявшимися. Каким образом? Денина снимаем с выборов, два других спойлера снимают свою кандидатуру. Они уже снялись. Остается Потомский, а в отношении Потомского, вы знаете, завтра комиссия Васильева начинает рассматривать инспирированное дело о том, что он занимается каким-то бизнесом. И будет поставлен вопрос в дальнейшем о лишении его мандата, при случае – возбудить уголовное дело, чтобы не пустить его на повторные выборы.

Казнин: Зачем тогда поехал десант?

Гусев: Дело не партиях, у нас выборы все-таки не партийные. Люди голосуют за персон, у людей другая мотивация, чем в любую Думу. Никаких партийных вещей, думаю, не присутствует здесь.

Кремер: Как же не присутствует, если туда в поддержку поехала элита из «Единой России» и Владимир Жириновский.

Гусев: Дело не в партиях. Область попала в политический тупик. Мы такие примеры имеем. Например, на предпоследних выборах мэра Тольятти тоже снимали одного из кандидатов-лидеров. Все закончилось тем, что в Тольятти никто не может найти общий язык с людьми.

Кремер: А кто же ответственен за то, что Денина не поменяли на другую более сильную кандидатуру?

Гусев: Не готовы были. Внезапно состоялись губернаторские выборы. «Единая Россия» поступила просто: посмотрела, у кого высокий рейтинг. У Денина действительно был нормальный рейтинг.

Казнин: Известно, сколько проголосовало бы за Денина и за Потомского?

Гусев: Важны не только цифры, важна динамика. Обладая двумя рейтингами, проведенными за последние две недели, могу сказать, что в первом случае у Потомского и у Рудникова было 18-19% у обоих одинаково. У Денина – около 30%. Много не определившихся – 25-27%. Около 5% было у «яблочников» и у ЛДПР. Во втором рейтинге что произошло? Рудников немного вырос, Потомский вырос значительно – до 25%, немножко вырос Денин – до 32%. Но закон социологический, политконсалтерский, говорит о следующем: если в последние две недели у кандидата рейтинг растет, то большинство не определившихся переходит к нему. Если рейтинг стоит или падает, то он теряет у себя голоса.

Чадаев: Кроме того, имейте ввиду: Рудников и Потомский – оппозиционные кандидаты. Во втором туре, вместе сложившись, они имели гораздо больше Денина.

Казнин: Они считали и на основании этого приняли решение?

Чадаев: Да, конечно.

Казнин: А зачем поехали тяжеловесы?

Чадаев: Разруливать ситуацию.

Кремер: Почему они поехали так поздно?

Гусев: Никто не ожидал такого решения суда.

Казнин: Надо было Жириновского привлечь, чтобы он на митинге агитировал.

Гусев: В данной ситуации это будет одним из наиболее логичных решений. Если нет кандидата от «Единой России», и надо понимать, что это кандидат все равно с самым большим рейтингом, если нет кандидата Рудникова от «Справедливой России», а у него 20%, это у нас больше половины людей остается без своих кандидатов. И было бы логично сделать ситуацию в «0» и провести новые выборы. Через 4 месяца.

Кремер: С другими кандидатами?

Гусев: С любыми кандидатами.

Кремер: С этими же?

Гусев: Хоть с какими – неважно.

Кремер: Мне кажется, это важно.

Гусев: Этой ситуацией мы лишаем людей выбора. За одним стоит 40% людей, за другим – 20%. То больше половины населения области. И вы говорите: ваших кандидатов не будет. Неважно, прав ли был Денин, плохие           или хорошие подписи. Дело ведь не в юридических закорючках.

Кремер: В ситуации обнуления – есть ли риск повторения при других губернаторских выборах?

Чадаев: Вообще, это удар.

Казнин: Прокомментируйте глубоко конспирологическую теорию о том, что это сделано специально, чтобы показать: хотели возвращения выборов, смотрите, что происходит. Сейчас уже говорят, что будет рваться к власти криминал, никто ничего не сможет сделать. Надо опять все отменять.

Чадаев: Ответственность в этой ситуации лежит на власти. Это региональная власть упустила ситуацию на старте. Сейчас действительно разруливает «пожарная команда». Но выводы надо делать по поводу местных начальников.

Гусев: Я думаю, никто ни в Москве, ни в Брянске три месяца назад, когда планировался контур избирательной кампании, не мог предположить такого развития событий. И невозможно было такую стратегию сознательно реализовать. Это все происходило просто от местной бестолковости, непрофессионализма, и глупости. И если действующий губернатор не может собрать подписи, то как он сможет после этого управлять регионом?

Соловьев: С моей точки зрения, команда поехала, потому что ни здесь, ни там еще не определились: лучше для Денина и «Единой России», чтобы Верховный суд отменил решение или все-таки пойти на отмену выборов. Если Верховный суд все-таки отменит решение, и Денин будет участвовать, тогда абсолютно логично, что поехал лидер ЛДПР. «Яблочники» будут агитировать, будет создаваться впечатление, что вокруг Денина люди вышли на улицы в массовом порядке защищать своего губернатора. Потом еще посмотрят на свой административный ресурс, смогут ли они с помощью него нарисовать те проценты, чтобы обойти Потомского. Вопрос сейчас еще непонятен. Кстати, насчет митинга: недавно приняли драконовский закон – 300 тыс. руб. для организаторов. Поэтому завтра я сделаю запрос в Генеральную прокуратуру по поводу организаторов: кто там – Жириновский, Денин – организовали этот митинг без подачи заявок, с нарушением закона. Пускай прокуратура теперь разберется и штрафует. По 300 тыс. руб. на первый раз

Казнин: Вы ждете, что в итоге коммунист станет главой региона?

Соловьев: Мне бы очень хотелось, чтобы это было, и к этому все шло.

Казнин: Готова Коммунистическая партия вывести регион из кризиса?

Соловьев: Конечно, безусловно. У нас очень сильный кандидат, сильная команда, сильные корни в Брянской области.

Кремер: Но этот кандидат не имеет никакого опыта работы в Брянской области?

Соловьев: Не обязательно иметь опыт именно  в Брянской области. Надо быть хозяйственником, надо разбираться в управлении серьезными системами. Надо иметь опыт законодателя. У Вадима все это есть. Но, к сожалению, будучи практиком, я думаю, что будет при нем самый циничный вариант развития событий. Когда выборы отменят, а на следующие выборы Потомского  не допустят. Мы с этим уже сталкивались. У нас в Кировской области нашего первого секретаря Мамаева, который шел на выборы главы Советского района возбудили уголовное дело, отстранили от выборов, полтора года расследовали, потом суд полностью оправдал. Но время было потеряно.

Казнин: Дмитрий, последняя реплика.

Гусев: Есть еще один сценарий развития событий. До сих пор Рудников остается незарегистрированным кандидатом. И, насколько мне известно, завтра его юристы собираются подать иск в Верховный суд в качестве надзора. И Верховный суд может восстановить Рудникова по тем же самым основаниям, по которым он снял Денина. И тогда у нас остается два кандидата: Рудников и Потомский. 

Другие выпуски