Мост в Якутске будет стоить, как два моста для саммита АТЭС

03/12/2012 - 21:42 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Еще одна гигантская стройка может начаться на Дальнем Востоке. После завершения строительства моста на остров Русский теперь власти задумались о создании переправы через реку Лену в Якутске.

Этот проект может стоить в полтора раз дороже, чем стройка во Владивостоке. О попытках соединить четверть миллионный город с большой землей – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Идее моста через Лену в Якутск примерно лет 30 от роду. Первый подход к ее воплощению в новой России был совершен в нулевых годах, когда федеральную целевую программу по развитию транспорта до 2015 года был включен проект моста. Однако прописанные на него 81 млрд. рублей так и не были выделены из бюджета. На этот раз к теме переправы вернулись на недавней встрече министра транспорта Максима Соколова с главой Якутии Егором  Борисовым. Руководитель республики по итогам этой встречи заявил, что началась работа над проектом автомобильного моста. Откладывать этот вопрос в долгий ящик больше было невозможно. Недавно было почти завершено строительство железнодорожной ветки почти до самого Якутска. Почти – потому что дорога остановилась на противоположном от Якутска берегу Лены. Это поселок Нижний Бестях. Сегодня это последняя точка, куда можно доехать на чем бы то ни было, если вы направляетесь в Якутск. Зимой вы легко переправитесь по льду. А летом придется ждать парома. Условия переправы похожи на сущий ад, переправа работает до ноября, после этого, пока лед на реке не окрепнет, связь  с 250-тысячным Якутском есть только по воздуху. Якутяне в красках рассказывают о драках за право попасть на последний перед началом зимы паром. Ситуация, в которой столица самого большого российского региона на два месяца в год остается отрезанной от большой земли, выглядит дико. Вопрос постоянной переправы для местных жителей – один из самых острых.

Первый проект моста, разработанный еще для той самой ФЦП, создала «СК Мост» -  та, самая компания, которая строила ставший уже знаменитым мост на остров Русский, к саммиту АТЭС во Владивостоке. Согласно ее проекту предполагалось построить одновременно железнодорожный и транспортный мост в районе самого узкого места на Лене. Длина его составила бы примерно 3,5 км. Но это потребовало бы строительство подъездных дорог  Якутску и близлежащим населенным пунктам – по проекту около 100 км. С их учетом вся стоимость проекта оценивалась в 150 млрд. долларов. Не могу припомнить другого проекта с такой ценой. На сам мост уходило менее половины этих денег.

Другой вариант – тоннель. Его, по предложению «СК Мост», можно было бы построить ближе к Якутску, в широкой части реки. Тоннель был бы длиной в 6 км. Работа будет идти под землей, а значит, ей будут не страшны 60-градусные морозы и мощнейший весенний ледоход на Лене, известный на всю Россию. И первый, и второй вариант были отвергнуты из-за дороговизны. Теперь разрабатывается абсолютно другой проект только автомобильного моста без железной дороги. Согласно презентации «Росавтодора», которая есть у газеты «Ведомости», стоимость этого проекта оценивается в 55 млрд. рублей. В совокупности столько стоили два новых моста во Владивостоке через бухту Золотой рог и через пролив Босфор Восточный. Местные жители не видят смысла в том, чтобы тратить огромные деньги и не построить при этом железнодорожный мост.

Виталий Обедов, обозреватель газеты «Вечерний Якутск»: Идея моста через Лену связана с тем, что до Нижнего Бестяха дойдет железная дорога, и ветка зайдет в Якутск. Идея изначально была такая. Сейчас, наоборот, от железнодорожного моста отказываются, только автомобили. Такие гигантские деньги, и чтобы просто обеспечить связь…

По мнению экспертов, создание моста через Лену имеет гораздо большее значение для развития Дальнего Востока, чем мега-стройки во Владивостоке. Даже если  его постройкой займутся с утроенной силой, максимально быстро создадут новый проект, найдут подрядчика, четверть миллиона жителей Якутска еще не скоро почувствуют себя частью большой России. Только на стройку моста уйдет не менее 5 лет.

Другие выпуски