Московские рынки контролирует мэрия. Против кого же направлена операция по декриминализации

30/07/2013 - 21:15 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Столичная полиция проводит масштабную операцию по декриминализации рынков. За два неполных дня стражи порядка доставили в отделения полиции около тысячи человек. Автозаки вывезли их с четырех столичных рынков.

Эти мероприятия начались сразу после нападения выходцев северного Кавказа на оперативника уголовного розыска возле рынка «Матвеевский».

Сами торговцы уверены, что это, скорее, акт устрашения, а разговоры о криминализации рынков сильно преувеличены. Сколько времени продлиться операция, и кто попадет в автозаки – узнал Тимур Олевский.

Олевский: Сотрудники полиции утверждают, что порядок на московских рынках надо было навести давно, а происшествие с сотрудником уголовного розыска, в результате которого он получил черепно-мозговую травму, лишь немного ускорило ее начало. При этом пострадавшего навестил в палате начальник столичного главка Анатолий Якунин. В это время полицейские с омоновским усилением отправились в рейд. Сегодня они побывали на рынке в Теплом стане. Итог: более 500 доставленных в ОВД. Вчера проверили три рынка в Юго-Западном округе. Мероприятие носило профилактический характер. Большинство задержанных будут отпущены, у них берут отпечатки пальцев. Оштрафуют только несколько десятков человек,  нарушителей миграционного законодательства, сказали в ГУВД. Остальные вернутся к своим прилавкам. Кстати, это позволяет самим торговцам утверждать, что им решили отомстить за избиение полицейского. Всех напугать, чтобы неповадно было.

Артем Букин, замдиректора Москворецкого рынка: Мы пожинаем след лихих 90-х, но, в общем, весь тот криминал, который был на рынках Москвы, так и остался в 90-х. То, что произошло на «Матвеевском», - это беспрецедентно, из ряда вон выходящее. Под эту волну начинать борьбу с ведьмами – мы считаем, что это не совсем правильно. Два или три раза за последние пять лет мы сталкивались с карманниками. Раз в две недели к нам приходят те или иные проверяющие органы. Это одна большая дружная многонациональная семья, какие-то конфликты здесь, в принципе, невозможны, поскольку люди здесь работают, занимаются бизнесом, заинтересованы в том, чтобы работать здесь как можно дольше.

Среди некоторых столичных чиновников также бытует мнение, что методы полицейских не вполне отвечают интересам бизнеса. Решение о проведении рейдов пришло чуть ли не из министерства. При этом выдавить выходцев с Кавказа, Закавказья или приезжих из Средней Азии все равно невозможно. Овощами и фруктами они торговали еще с советских времен, и делают это лучше всех, тем более теперь, когда все построено на централизованных закупках, сухофрукты – вотчина республик СНГ. Рыбу, Мясо и молочные изделия продают жители центральной России без помех. Тут как говорится, у кого, что лучше получается, Мэрия и так держит рынки под контролем. За два года число рынков уменьшилось процентов на 40 – до 53. Из них 43 рынка остались сельскохозяйственными и 10 промтоварные.

Из 43 рынков городу принадлежат только 11, но и на частных уже нет прежней разрухи, город заставил владельцев сделать ремонт и построить павильоны. Что касается мифических полчищ людей с темной кожей, на 10 тысячах торговых мест работает примерно 5 тысяч человек, которые в эти дни так интересуют полицию. По закону, иностранцы торговать на рынках не имеют права, но у тех, кто так похож на приезжего, уже могут быть российские паспорта. На продуктовых рынках нельзя продавать более 20% промтоваров. Нарушителями этого правила считаются рынки «Афганец» и «БОР – 1»  А вот пример:  рынок «Славянский мир» недавно был в два раза больше. Чиновники сели за стол переговоров, и владельцы пошли им навстречу без конфликтов, с 400 тысяч квадратных метров сократили площади до 150 тысяч.

Лучше бы полицейские боролись с нелегальной торговлей, которая рынкам мешает, говорят одни. Стражи порядка обязаны показать, что своих в обиду не дадут, утверждают другие.

Кстати, атака на рынки играет на руку крупным сетям и может привести к повышению цен.

Сталик Ханкишиев, автор кулинарных книг: Рынок не способен полностью удовлетворить потребности горожан в продуктах. Понятно, что супермаркеты несут на себе слабую нагрузку. Но дело в том, что супермаркеты расположены так, что у человека, живущего в спальном районе, нет альтернативы, он пойдет исключительно в один из супермаркетов. И в этом супермаркете какую цену, скажем, на помидоры, назначит товаровед, по той цене они и будут продаваться, пока не сгниют. Рынок устроен совершенно по-иному. Во-первых, на рынке, как минимум, 50 продавцов торгуют одними и теми же помидорами. Помидоры у всех одинаковые, и у каждого всего по 20 кг помидоров. И если он видит, что помидоры не продаются, и есть риск, что они испортятся, то он спустит цены. Получается, что рынок является наиболее точным индикатором настоящих цен на продукты. Конечно, это мешает получать супермаркетам сверхприбыли. Потому что всегда у граждан есть единственная альтернатива – рынки: пойти, посмотреть, чего и сколько стоит там.

Кстати, лет пять назад власти хотели поставить за прилавки только людей с русскими лицами. Торговцам поставили условие. Они попытались найти на работу продавцов, часто женщин. Среднюю зарплату им положили в 25-30 тысяч рублей. Сами владельцы точек приходят на рынок к 5 утра и проводят там весь день. Наемные работники от такого быстро отказались, и все стало, как прежде.

Другие выпуски