«Мне это было ясно еще 10 лет назад, что решение будет таким». Михаил Касьянов об удовлетворении иска ЮКОСа против России

28/07/2014 - 13:45 (по МСК) Карина Орлова

50 миллиардов 20 миллионов и 87 тысяч долларов должна выплатить Россия по иску бывших акционеров ЮКОСа. Соответствующее решение опубликовал сегодня Третейский суд в Гааге.

39 миллиардов 900 миллионов долларов получит кипрская компания — Hulley Enterprises, 8 миллиардов 200 миллионов — Veteran Petrolium и 1 миллиард 800 миллионов — Yukos Universal. Все три компании инициировали иски против России, которые были объединены судом в одно дело.

Гаагский третейский суд постановил, что Россия нарушила энергетическую хартию, и инициировала налоговое дело против ЮКОСа с целью его банкротства и дальнейшей экспроприации в пользу Роснефти. Сама Роснефть упомянута в решении суда как действовавшая от имени и в интересах государства.

Нефтяная компания уже сделала официальной заявление, в официальном пресс релизе говорится следующее:

ОАО «НК «Роснефть» ознакомилось с опубликованными сегодня решениями по арбитражным разбирательствам, инициированным бывшими мажоритарными акционерами НК «ЮКОС» против Российской Федерации на основании Договора к Энергетической хартии.

«Роснефть» не являлась стороной, не участвовала в указанных спорах и не является ответчиком по опубликованным решениям. «Роснефть» полагает, что все ее сделки по приобретению бывших активов ЮКОСа, а также все иные ее действия в отношении ЮКОСа были полностью правомерными и были совершены в соответствии с применимым законодательством.

«Роснефть» не считает, что к Компании могут быть предъявлены какие либо требования в связи с опубликованными решениями или что указанные решения могут негативно отразиться на коммерческой деятельности или активах Компании.

 Михаил Ходорковский в процессе участия не принимал и, как заявляют его представители, никакого отношения к нему не имеет.

Дело ЮКОСа против России Гаагский суд начал рассматривать в 2005 году. Изначальная сумма иска составляла 28 миллиардов долларов, но впоследствии заявители увеличили свои требования.

Group Menatep являлась владельцем 100 % акций компании «Yukos Universal Limited», которой, с свою очередь, принадлежал контрольный пакет «Нефтяной компании Юкос». Директорами Group Menatep являлись Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, но после ареста Лебедева в 2003 году компанию возглавил британский юрист Стивен

 В 2005 Михаил Ходорковский передал трасты с долей в 52% в Group Menatep своему партнеру Леониду Невзлину, таким образом, компания теперь владела 70 % акций ЮКОСа.

Как сообщает сегодня Коммерсант со ссылкой на источники, знакомые с процессом, присужденные Гаагским судом 50 миллиардов долларов это сумма, которая включает стоимость этих 70% ЮКОСа на момент окончания конкурсного производства в компании в 2007 году плюс потенциальные дивиденды, которые Group Menatep могла получить в период с 2003 по 2014 год.

Обращаясь с иском в суд Гааги, истец добивался признания того, что налоговые требования к ЮКОСу, результатом которых стало банкротство компании, были предъявлены с целью отобрать компанию. В качестве доказательства Group Menatep привела переход «Юганскнефтегаза» под контроль «Роснефти», доказывая, что прямую выгоду от этого получило государство.

Рассмотрение дела по существу началось в 2009 году, в итоге суд признал действия российских властей «полномасштабной атакой на ЮКОС и его владельцев с целью обанкротить компанию».

Теперь у России есть время на выплаты до 15 января 2015 года, после чего начнут начисляться проценты. Также в течение 10 дней Россия может обратиться в суды Голландии с заявлением об аннуляции решения.

Орлова: Как вы может прокомментировать решение Третейского суда в Гааге?

Касьянов: Скажу так, что этого следовало ожидать. Рано или поздно международное сообщество признало бы эту экспроприацию. Для меня это было ясно с 2003-2004 года, когда были незаконные аресты Ходорковского и Лебедева. Будучи премьер-министром, я считал это неверным и, что мог, делал. И когда было сформировано после фактической экспроприации ЮКОСа, когда были сформулированы иски, мне тоже было очевидно, что рано или поздно, к сожалению, решение будет такое. Теперь вы видите, чего стоит политика Путина по переделу собственности, теперь всем россиянам придется платить 50 миллиардов.

Орлова: Как раз вопрос про то, кому и как придется платить. Как вы считаете, насколько реально, что с «Роснефти» будут взысканы какие-то средства? И откуда Россия, если она собирается платить, конечно, собирается брать эти деньги? Это больше, чем стоимость Олимпиады, насколько я понимаю, в Сочи.

Касьянов: Это иск к РФ, и правительство России должно будет само определять, откуда оно будет брать деньги, будет оно брать из «Роснефти» или откуда-то еще, это вопрос правительству России. Главное, что иск к РФ как к суверенному государству был удовлетворен, имея в виду, что РФ нарушила международные законы в отношении нарушения, к тому же там было еще нарушение прав человека, право на частную собственность. Но в данном случае Третейский суд определил, что была незаконная экспроприация, то есть отъем собственности у законных владельцев того предприятия.

Это было очевидно с самого начала, и все эти публикации и раскатки, которые мы в течение 15 лет слышим уже, конечно, было очевидно, что как и все рассказы, желания выдать желаемое за действительное, они закончатся плачевно. Я не ожидал, что будет такая сумма присуждена – 50 миллиардов. Но то, что такая огромная сумма присуждена, я считаю, это прямая ответственность и вина Владимира Путина и его команды, которая занималась экспроприацией.

Орлова: Михаил, как вы считает, если Россия не найдет 50 миллиардов долларов, в деньгах, на какую сумму может быть арестовано имущество РФ за границей, как было в случае со швейцарской компанией «Нога».

Касьянов: Да, это я прекрасно помню. Я в то время был заместителем министра и занимался защитой российских интересов. Там был гораздо более спорный случай. Здесь совершенно очевидная вещь. Я думаю, что если Россия не исполнит требования, которые предъявлены, до января 2015 года, то могут накладываться аресты на имущество, кроме дипломатического имущества, на любое имущество в коммерческом плане, которое под контролем у государства или под преимущественным контролем у государства.

Орлова: Это такая огромная сумма. Есть на такую сумму имущество у РФ? Реально хоть что-то взыскать, если Россия откажется платить?

Касьянов: Конечно. Вот «Роснефть» по-прежнему под контролем у государства. Нефть, которая экспортируется «Роснефтью», может быть арестована в эту пользу. И многие другие вещи, другие компании, в том числе банки, которые имеют за рубежом свои активы, эти активы могут арестовываться.

Другие выпуски