Алексей Митрофанов: отмена платы за смену мобильных операторов выгодна даже мне

23/11/2012 - 21:03 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
Россиян освободят от «мобильного рабства»: Госдума в первом чтении приняла закон, который позволит абоненту менять обслуживающую сотовую компанию, оставляя за собой телефонный номер.

Законопроектом устанавливается, что стоимость услуги сохранения номера при смене оператора не будет превышать 100 рублей. Граждане смогут воспользоваться этой услугой с 1 декабря 2013 года. При этом в заключении правового управления президента «есть поручение сделать услугу бесплатной».

Министр связи Николай Никифоров считает, что этот закон подстегнет сотовых операторов к конкуренции и снижению цен, а услугой, по его прогнозам, в год захотят воспользоваться не менее 3 миллионов абонентов. Как будут работать новые правила – мы спросили у главы комитета по информполитике Алексея Митрофанова.

Лобков: Алексей добрый вечер! Вы были одним из инициаторов законопроекта по сотовым операторам.

Арно: Главным инициатором, наверное, можно назвать Дмитрия Медведева?

Митрофанов: Законопроект внесён группой депутатов. Инициаторами были Железняк, Баталина и Неверов. И к ним присоединились десятки депутатов, это беспрецедентно.  Сейчас авторов этого законопроекта 23 человека.  Они представляют все фракции Госдумы. Сегодня было голосование, «за» проголосовали 432 депутата. Редкое единодушие.

Арно: Скажите, а если бы Дмитрий Медведев не упомянул в своё время об MNP (Mobile number portability - стандарт переносимости номера сотового оператора), то был бы принят такой законопроект?

Митрофанов: Он об этом сказал, когда был президентом, это было несколько лет назад. А законопроект мы принимаем только сейчас.

Лобков: Мы знаем, что у каждой крупной компании есть определенное лобби в Госдуме, я имею ввиду фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия». А нет ли в ваших стенах фракции МТСа, Мегафона и Билайна, которые протестовали бы против этого законопроекта, поскольку он явно не выгоден сотовым операторам?

Митрофанов: Вы знаете, в этих компаниях работают зрелые, умные люди, и они понимают, что если такие законопроекты приняты в 70-ти странах мира, то бороться против этого невозможно. Можно, конечно, как-то оттягивать принятие такого законопроекта, но в целом противодействовать его принятию – невозможно. Мы имеем одну особенность касательно этого законопроекта, его принятие происходит при развитом рынке сотовой связи. Другие же страны стартовали с принятия этого законопроекта, чтобы сразу активировать механизмы конкуренции на своих внутренних рынках сотовой связи. А мы уже развили рынок очень серьёзно, и именно в этот момент принимаем закон. Поэтому весьма интересно посмотреть, как у нас будет происходить конкурентная борьба между сотовыми операторами. Кстати во всех странах, принявших этот закон, все прогнозы относительно количества людей, которые захотят сменить своих сотовых операторов, оказались несостоятельны. Американцы предполагали 20%, в итоге получилось только 7%.

Арно: Мобильные операторы утверждают, что данная услуга не будет востребована в России.

Митрофанов: Дай Бог.

Лобков: Вот посмотрите, с другой стороны, когда Путин был премьер-министром, он много говорил о том, что внутрисетевой роуминг  очень дорого обходится россиянам. А вы говорите, что у нас цивилизованный рынок сотовой связи.

Митрофанов: Я сказал, что он достаточно развитый.

Лобков: В США, например, если вы переезжаете из штата в штат, то вы платите за сотовую связь те же самые деньги, а у нас по дороге из Москвы в Питер тарифы на связь очень сильно отличаются.

Митрофанов: Вы правы, но это уже следующий этап. И фракцией ЛДПР внесен на рассмотрение проект закона по данному вопросу, и я думаю, что на весенней сессии мы этот вопрос будем обсуждать. Национальный роуминг – это более серьёзный вопрос. Я вам скажу, что есть одна французская компания, которая на весьма приемлемых условиях предлагает своим клиентам единый мировой номер посредством IP-телефонии, и не нужно никакого роуминга.

Лобков: И, возможно, такие технологии будут вскоре реализованы на территории России?

Митрофанов: Да, и думаю в самое ближайшее время, хотя это тоже идет вразрез с интересами наших сотовых операторов, и они всячески пытаются оттянуть принятие таких законопроектов.

Лобков: А какие методы они для этого используют?

Митрофанов:  Методы нормальные совершенно, они же тоже представляют свои интересы, за каждой компанией стоят сотрудники, акционеры. Поэтому им, конечно, приходится защищаться. Они говорят, например, что это дорого, а кто будет платить за реализацию таких проектов? Это тоже важный аргумент.

Арно: А сколько будет стоить для бюджета реализация законопроекта об MNP?

Митрофанов:  Для бюджета это ничего не будет стоить. Платить за это будут сами сотовые операторы. Ими называлась примерная цифра до 400 млн. долларов, но, как мне кажется, это значительное преувеличение. Например, англичанам это обошлось около 90 млн. долларов. И это, на мой взгляд, тоже очень дорого. Надо иметь ввиду, что затраты раскладываются на всех сотовых операторов, осуществляющих свою деятельность на конкретной территории. Учитывая масштабы наших сотовых операторов, это мелочи, надо прямо сказать.

Лобков: А возможен такой вариант, что ко второму чтению с этим законопроектом произойдут «мелкие», едва заметные изменения, которые сделают его «мертвым львом»?

Митрофанов:  Нет, радикально он вряд ли изменится. Какие-то изменения, конечно, возможны. Скорее всего, они будут касаться платы за переход от одного оператора к другому. Сейчас в базовом проекте оплата предусмотрена до 100 рублей.  Но каких-то радикальных изменений по сути закона не будет.

Лобков: А не вырастут ли цены на услуги сотовых операторов? Возможен ли ценовой сговор операторов сотовой связи, который нивелирует конкуренцию?

Митрофанов: Я думаю, что этого не будет. Это вряд ли возможно.  Я же вам сказал, что «маячит» IP-телефония со «страшным» своим видом, которая ломает всё, что до сих пор было создано в сотовой телефонии. К тому же, все у нас понимают, что текущие цены на услуги сотовых операторов в России весьма завышены, по сравнению, например, с европейскими операторами.

Арно: А вы сами оплачиваете услуги сотовой связи, или их вам оплачивают?

Митрофанов: Я сам оплачиваю все расходы по связи уже много лет, и свой номер телефона я не меняю. Кстати, для меня это тоже выгодно, поскольку колоссальное количество людей знают мой номер не только в России, но и за её пределами.

Также по теме
    Другие выпуски