Министр строительства и ЖХК Михаил Мень в первом интервью после назначения: олимпийские объекты попадают в сферу моего министерства

01/11/2013 - 21:11 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева

Создание нового Министерства строительства и ЖКХ, губернатором которого стал бывший губернатор ивановской области Михаил Мень, мы обсудили лично с ним в прямом эфире.

Дзядко: Вас можно поздравить или отчасти вам посочувствовать? Ведь сфера ЖКХ, строительства – это сфера, люди в которой оказываются едва ли не на расстрельных должностях. Как вы согласились на столь непростую сферу?

Мень: Работать на руководящих должностях всегда не просто. Я вспоминаю, 8 лет назад, когда только меня президент направил работать в Ивановскую область, меня иначе как политическим самоубийцей не называли. Но ничего, справились. Справимся и с этой задачей.

Макеева: Когда вы покидали губернаторский пост, уже знали, чем предстоит заняться?

Мень: Я предлагаю эту тему не обсуждать, она никому не интересна, а лучше поговорить о задачах, которые стоят перед новым ведомством.

Макеева: Для нас это интересная тема. Одно дело – когда вы решили уйти с должности и только потом начали вести переговоры, а другое дело, когда уже несколько месяцев велись разговоры о том, что будет создано министерство строительства, и вы об этом знали.

Мень: Конечно, речь об этом шла давно о здании такого рода министерства, но я считаю, что имеет смысл обсудить суть вопроса.

Дзядко: Сегодня премьер Дмитрий Медведев рассказал, что сфера, которой вам предстоит заняться, очень коррупционная, говорил, что вам предстоит бить по рукам. Означает ли это, что вам предстоит создать антикоррупционное министерство на одном конкретном направлении, которое очень «взяткоемкое» и в плане коррупции тучное и богатое? Как вы собираетесь с этим справляться?

Мень: Главные принципы борьбы с коррупцией – это принятие решений в открытом режиме. У министерства главные функции – создание нормативно-правовой базы как строительного комплекса страны, так и для жилищно-коммунального хозяйства. Если говорить о ЖКХ, граждане серьезно обеспокоены теми процессами, которые есть в работе управляющих компаний, у ресурсоснабжащих организаций. Наша задача в ближайшее время – сделать нормативно-правовую базу, чтобы защитить наших людей. Приведу пример – это знаменитое 354 постановление Правительства об оплате ОДН общедомовых начислений. Ресурсоснабжающие организации собирают эти начисления законопослушных и добропорядочных граждан, которые проживают в конкретном доме. Если появляются неплательщики в этом доме, они вместо того, чтобы заниматься этими неплательщиками, перераспределяют эти траты на законопослушных граждан. Это, естественно, вызывает негативную реакцию у наших людей. Нам предстоит дорабатывать это постановление. Сейчас уже есть сдвиги. Думаю, что мы в ближайшее время сможем этот вопрос решить. Что касается строительства, сейчас большая программа по переселению из ветхого аварийного жилого фонда, этим занимается Фонд содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства, который тоже будет напрямую подчиняться вновь создаваемому министерству. В регионах на эти средства начинають строит эти дома. И здесь возникают определенные коррупционные проявления, потому что сами главы муниципалитетов пытаются находить подрядчиков, потом возникают претензии к этим подрядчикам. Такие проблемы есть в любом регионе. В непосредственное строительство жилья с привлечением федеральных средств должны эти механизмы включаться только в том случае, если есть, например, какое-то стихийное бедствие или форс-мажорные обстоятельства, а так нужно переходить на приобретение по цене Минрегиона, а теперь Минстроя каждого отдельно взятого региона на первичном рынке жилья эти квартиры для переселения. Здесь уже коррупционные риски минимизируются, к тому же это будет стимулировать развитие рынка жилищного строительства.

Макеева: Минрегион с этими задачами не справлялся?

Мень: Я не имею права давать оценку министерству, но всем было очевидно, что министерство очень большое, в нем достаточно много различных вопросов, которые далеко расположены друг от друга: и гуманитарно-политические вопросы, и непосредственно хозяйственные вопросы касаемо подготовки нормативно-правовой базы для сферы строительства и ЖКХ. Эта реорганизация напрашивалась.

Дзядко: Сегодня напрямую связывают две новости – ваше назначение, создание вашего министерства и скандал вокруг Олимпийских игр, что «Ведомости» сегодня написали, что инвесторы олимпийских объектов не в силах отдать кредиты, взятые у Внешэкономбанка, и требуют помощь у государства, угрожая бросить эти объекты сразу после Олимпиады. Связь здесь есть?

Мень: Я не имею такой информации, но будем разбираться.

Макеева: Намерены ли вы присмотреться к олимпийской стройке?

Мень: Строительство олимпийских объектов идет к завершению, оно попадает в сферу функциональных обязанностей нового Министерства. Безусловно, мы будем смотреть, контролировать, но уже в полной мере заниматься этим вопросом с нуля мне не пришлось, но определенный момент, связанный с контролем за этими процессами, под руководством вице-премьера Правительства Козака Дмитрия Николаевича будем осуществлять.

Дзядко: Что касается других «строек века», например, предстоящий чемпионат мира по футболу 2018 года, это теперь прямая зона вашей ответственности?

Мень: Еще эта тема не обсуждалась, но насколько я знаю, строительство стадионов чемпионата мира ляжет на плечи региональных властей, но за нами остается контроль. Но я думаю, что там и Минспорт будет непосредственное отношение иметь.

Дзядко: Вы в команду берете кого-то из области?

Мень: Нет, я сейчас буду опираться на те кадры, которые имеются в Госстрое и в тех департаментах, которые переходят из Минрегиона в новое министерство. Таких департаментов пока три, но мы еще обсуждаем этот раздел. Буду дальше смотреть на их профессионализм, работоспособность. Не исключаю, что кого-то привлеку из тех, с кем работал в последнее время.

Другие выпуски