Между Собяниным и Бастрыкиным. Как власть использует оппозиционера Навального

19/07/2013 - 21:38 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Навальный будет помилован только если признает свою вину. А оскорблять президента нельзя. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прокомментировал суд над Навальным и вчерашние протесты в центре Москвы.

Сейчас Алексей Навальный уже в поезде Киров–Москва, завтра утром он приедет на Ярославский вокзал, где его собрались встречать сторонники.

Ну а сегодня с утра все следили за заседанием Кировского областного суда. Где прокуратура неожиданно обжаловала арест Алексея Навального и Петра Офицерова. Все длилось буквально 9 минут. И меру пресечения изменили. Теперь вместо ареста – подписка о невыезде.

Что вызвало такие перемены – не понятно. То ли власть испугалась вчерашних митингов, то ли в руководстве страны вообще нет единого мнения о том, что делать с Навальным. Согласно плану, разработанному московской мэрией и администрации президента, Алексей Навальный нужен Москве для того, чтобы составить конкуренцию Собянину на предстоящих сентябрьских выборах. О хитрой политической комбинации – Антон Желнов.

По данным телеканала «Дождь», изначальный план с приговором Навальному и Офицерову был такой: условный срок, который позволяет политику принять участие в московских выборах, а самое главное – находиться все это время в Москве.  После выборов приговор вступает в  силу, и согласно закону, Навальный  не может занимать никакой государственный пост. 

О том, что Навальный нужен Собянину, не скрывал сам чиновник. Не говорливый и не политизированный, он стал произносить табуированную для Кремля фамилию едва не ежедневно; без санкций это невозможно. Накануне вынесения приговора Собянин  заявляет: «решение первой инстанции ничего не изменит, и Навальный будет продолжать участие в выборах», а вот сегодняшние слова Собянина: мы потратили много сил, чтобы у москвичей было право максимального выбора, зарегистрировать в том числе и Навального, и другие кандидатуры". 

Источник «Дождя» в Правительстве подтверждает: согласно плану, Навальный сделает  выборы яркими и интересными, а его политическая смерть – неизбежна. Он сам поймет, как мало он наберет голосов», ‑ говорит собеседник, добавляя, что вчера произошла полная чехарда. «Вместо того, чтобы дать возможность провалиться Навальному самому, власти добавили политических очков и спровоцировали акции протеста». По нашим данным, решением суда и тем, что карты спутаны, был недоволен лично Собянин, обсуждавший это ранее с Владимиром Путиным и Администрацией президента.  Главный вопрос – кто помешал Собянину?  По одной из версий, это глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, занимающий самую жесткую и непримиримую позицию, а также глава Администрации президента Сергей Иванов, курирующий силовый блок.  Судя по всему, приговор писался до регистрации Навального в качестве  кандидата на пост мэра Москвы. Не исключено, что все это ‑ инициатива судьи Блинова; чтобы выслужиться. 

Павел Зайцев, адвокат: Ясно, что политическая власть явно не ожидала такого приговора. А иначе почему меру пресечения на следующий день отменили? Я могу предположить, что приговор в отношении Навального был не политический. Приговор выносил судья по ходатайству прокурора, поддерживающего обвинение, и эти люди, по крайней мере, прокуратура области и судья районного суда, не получали никакой команды политической от власти.

Сам Алексей Навальный и глава его штаба Леонид Волков пока не определились, будут ли участвовать в выборах, либо объявить им бойкот. Кандидат в мэры Москвы пообещал принять решение по возвращении, а это случится завтра в 9.30 утра.

Алексей Навальный: Что касается участия в выборах. Я не какой-то там ручной котенок или щенок, которого они сначала выкинули с выборов, потом сказали «давайте мы его на месяцок пустим, он будет участвовать в выборах». Я сейчас вернусь с Москву. Мы обсудим все с нашим штабом.

Приговор Алексею Навальному и Петру Офицерову пока остается прежний: это 5 и 4 года колонии общего режима. Но в силу он вступит после  апелляции решения суда второй инстанции; на все отводится около 40 дней. Источник «Дождя» говорит, что процедуру растянут до 4‑5 сентября, когда соскочить с выборной гонки уже будет нельзя. Зато после 8 сентября  можно либо посадить, либо смягчить приговор до условного срока.

Другие выпуски