Маргарита Симоньян: Александр Ткачев говорит с жителями Кубани на одном языке

11/07/2012 - 00:32 (по МСК) Тихон Дзядко
Уроженка Кубани, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян о своей оценке риторики и деятельности губернатора Краснодарского края Александра Ткачева.

Самсонова: Как вы оцениваете деятельность Ткачева во всей этой ситуации?

Симоньян: Я жила на Кубани со своего рождения, уехала оттуда только 10 лет назад, когда Ткачев уже был губернатором. И все призывы, что Ткачев должен уйти в отставку, с одной стороны, для людей, незнакомых с ситуацией на Кубани, кажутся объективными и очевидными: да, у человека погибло в регионе столько людей; с другой стороны, нельзя не смотреть на то, как изменился Краснодарский край за эти, сколько там, 11 лет, кажется.

Что было при Кондратенко, предыдущем губернаторе, и сейчас – это просто небо и земля. Есть совершенно независимый журнал «Форбс», который 4 года подряд называл Краснодар первым городом в России, перед Москвой и Санкт-Петербургом, по условиям для ведения бизнеса. Только в этом году на первом месте оказался не Краснодар. А знаете что? Сочи, который тоже в Краснодарском крае. Плюс еще нельзя такую вещь упускать, что система оповещения - это ответственность МЧС, а МЧС не подчиняется губернатору, это прямая федеральная ответственность.

Самсонова: Можно ли требовать, допустим, возникает ли у вас желание попросить отставки Ткачева или что-то с ним сделать за то, как он говорит, то есть не за поступки, не за то, как он улучшил инфраструктуру за 11 лет. За стилистику.

Симоньян: Тоня, я вам гарантирую, что вы прекрасная девушка Тоня, которую я слушала на «Эхе Москвы», я не знаю, вы ушли оттуда, я так понимаю?

Самсонова: Нет еще, точнее, я планирую продолжать работать.

Симоньян: Значит, вот вы прекрасная, интеллигентная, с нежным голосом, дивная девушка, теперь беременная третьим ребенком, не смогли бы говорить с 90% населения Краснодарского края, а Ткачев может.

Самсонова: То есть с ними надо так?

Симоньян: Я как раз не имею в виду, конечно, его чудовищную ошибку про то, что он сказал…

Дзядко: «Дорогие мои» - вот эта фраза.

Симоньян: Да-да-да, вот. Я имею в виду, в принципе. Ну, это же идет от манеры общения в принципе. Понимаете, я была в 2001 году…

Самсонова: Я просто не очень понимаю, с людьми в Краснодаре нужно говорить каким-то особенным образом, они какие-то другие люди?

Симоньян: Тоня, вы же не будете отрицать, что люди разные, вам все-таки не 17 лет.

Самсонова: С ними надо как-то грубее? Или что вы имеете в виду?

Симоньян: Есть разные языки, понимаете? Вы не можете разговаривать одинаково с Тихоном Дзядко и с дальнобойщиком из маленькой деревни с 5-ю классами образования.

Самсонова: А в чем разница?

Симоньян: Огромная разница. Разница – в культурном коде, разница – в представлении о добре и зле, не поверите. Вот я вам расскажу историю…

Самсонова: С ними надо менее уважительно?

Симоньян: Нет, я не говорю, что менее уважительно. Конечно, нет. Я сейчас говорю совершенно не о степени уважения или неуважения, я говорю даже о лингвистических кодах речи. Вот в 2001 году, когда проводился первый телемост Путина со всеми регионами, одним из регионов был хутор Казаче-Малёваный в Краснодарском крае. Телемост вела я. Мы собрали там весь хутор в клубе и 3 дня пытались им втолковать: что надо, что будет, как вообще. На третий день приехал Ткачев. Он на моих глазах проговорил с ними 15 минут. Все закончилось тем, что казаки кричали: ура! И в воздух чепчики бросали. Я бы так поговорить с ними не могла. Это не значит, что Ткачев разговаривает с людьми правильно, ни в коем случае.

Самсонова: Я вам скажу. Это называется «бычить» - вот так разговаривать с людьми. Такой пацанский, блатной жаргон.

Симоньян: Тонь, это в вашем культурном коде называется «бычить».

Козырев: Это в общечеловеческом культурном коде. Другое дело, что вы оправдываете это как единственный способ разговора с теми людьми, которые там. Мне тоже вчера в эфире человек сказал, что все, кто мог уехать из Крымска, давным-давно уже уехали, и там остались люди, которым очень сложно что бы то ни было объяснить.

Симоньян: Коллеги, давайте меня не передергивать. Во-первых, я ничего не оправдываю, я вам только что сказала: то, что сказал Ткачев, эту цитату, которую все цитируют, она совершенно недопустима ни в каком культурном коде. Абсолютно. Это отставим. Я вам говорю о том, как он разговаривает в принципе. Вы, возможно, его в первый раз в жизни услышали вчера ил позавчера.

 Козырев: Он здесь сидел на вашем месте, был у нас в программе.

Симоньян: Я имею в виду, вы не проводили с ним много времени, и вряд ли вы проводили много времени на Кубани, с жителями Кубани. Я говорю только о том, что мне кажется немножко неправильным и даже отчасти наивным полагать, что все люди говорят на одном языке. Я считаю, что губернатор Ткачев, несмотря на то, что он сказал абсолютно, безусловно, недопустимое, режущее слух любому, и я уверена, что там люди тоже были этим возмущены. Но губернатор Ткачев разговаривает с подавляющим большинством жителей Краснодарского края на гораздо более понятном жителям и Ткачеву языке, нежели мы сейчас разговариваем с вами.

Желнов: А вам не кажется, что Ткачев осознанно себя от этих людей, как и вся элита, отделяет, и этот язык возникает от нежелания сближаться?

Симоньян: Мне как раз кажется, что он себя от этих людей не отделяет.

Желнов: Он холеный вышел, загорелый. Он ходит не в те места, куда ходят люди в Сочи и тем более в Крымске. Все равно нельзя сопоставлять образ жизни региональной элиты и населения.

Симоньян: Мне кажется, что популярность Ткачева, он все-таки популярный губернатор, и возвращаясь к вашему вопросу, я считаю, что есть механизмы выяснить мнение жителей Кубани о том, надо ли уходить Ткачеву или нет. Да, там еще нет выборов, но такие механизмы есть.

Желнов: Вы считаете, что должен быть референдум?

Симоньян: Например. Я считаю, что нужно провести опрос о том, нужен ли референдум, потому что референдум – это все-таки большие деньги.

Самсонова: Кому бы вы доверили его провести?

Симоньян: Референдумы у нас проводят органы власти. Возвращаясь к тому, что вы сказали, что он отделяет себя от людей. Я, конечно, не хочу, чтобы у нас 80% программы было посвящено Ткачеву, мне как раз кажется, что его популярность базируется во многом на том, что он говорит с людьми.... понимаете, он когда у Познера сидит, он с Познером разговаривает на разных языках, я не знаю, как он сидел с вами. А когда он разговаривает с жителями Кубани, он на одном языке с ними говорит. За эти 11 лет, что он у власти, он совершенно не стал говорить на другом языке. Я по себе чувствую, 10 лет назад переехав из Краснодара в Москву, как я сама стала говорить на совершенно другом языке. А он нет, но он и живет там. 

Также по теме
    Другие выпуски