«Лукашенко всегда был паразитом на теле российской экономики». Павел Шеремет о причинах «торговой войны» Москвы и Минска

03/12/2014 - 16:23 (по МСК) Тихон Дзядко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Россию в  нарушении норм Таможенного  союза в связи с запретом поставки продовольствия из Белоруссии на российский рынок.

«Россия повела себя неприлично, запретив многим предприятиям поставку продовольственных товаров на территорию РФ. Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе», – заявил Лукашенко в  среду, 3 декабря, принимая доклад   членов правительства.

Напомним, что в конце ноября Россельхознадзор ввел запрет на поставки продуктов с целого ряда белорусских предприятий, в частности мясной и молочной продукции. Кроме того, российская сторона инициировала прекращение транзита запрещенной в России в рамках «антисанкций» продукции через Белоруссию в Казахстан и третьи страны. Как утверждает Россельхознадзор, фуры под видом транзита в Казахстан через Белоруссию и Россию на самом деле разгружаются на территории РФ.

Почему между Москвой и Минском разгорелась негласная «торговая война» – Тихон Дзядко обсудил с журналистом Павлом Шереметом.

Дзядко: Что же происходит, на ваш взгляд, в отношениях Белоруссии и России, в отношениях Минска и Москвы? На днях Александр Григорьевич Лукашенко говорил: «Мы не щенки», реагируя на действия Россельхознадзора. Неужели Москва теряет одного из своих ближайших союзников?

Шеремет: Конечно, Москва не потеряет своего ближайшего союзника. Это просто идет торг. Лукашенко всегда был паразитом на теле российской экономики и блестяще всегда проводил операцию «нефть в обмен на разговоры, нефть в обмен на обещания любви и дружбы». Белорусский президент всегда паразитирует на фантомных имперских болях российского руководства. Теперь, когда Россия ввела санкции против европейских продуктов, Лукашенко еще очень много зарабатывает как контрабандист на поставках польских яблок и литовского молока. Мы постоянно получаем сообщения, например, из гомельской таможни о том, что фуры, которые следуют из Европы в Россию, они в Белоруссии растамаживаются в первую очередь, даже в ущерб белорусским перевозчикам. Все литовское молоко и польские продукты, которые раньше шли в Россию, теперь все оседают в Белоруссии. Это большие деньги. И, конечно, отказаться от них, не попытаться заработать на этом таможенном преимуществе Лукашенко не может.

И сейчас, когда у России резко ухудшились отношения с Литвой из-за жестких высказываний президента Литвы Дали Грибаускайте, и там блокируется, например, граница Литвы и России в Калининградской области, выручают литовских фермеров с их молоком, мясом, маслом как раз белорусы. Я не думаю, что из-за этих нескольких миллиардов или десятков миллиардов долларов, которые Белоруссия зарабатывает на этой контрабанде в Россию, разрушатся стратегические отношения между Минском и Москвой, потому что  Россия заплатила уже за эту дружбу огромные деньги.

Фактически Москва является спонсором режима Лукашенко. Разрушать это партнерство никто не будет, хотя это очень сильный удар по главному тезису российской власти о том, что железный занавес, железный продовольственный занавес с Европой позволит развиваться российским фермерам. Но, как мы видим, пока это позволяет развиваться и жировать белорусским контрабандистам.

Дзядко: Вот эти разногласия, которые мы сейчас видим на поле экономических отношений, резких высказываний Александра Лукашенко в адрес Москвы, могут ли, на ваш взгляд, перейти каким-то образом на политическую плоскость? Минск стал ареной переговоров в происходящем на востоке Украины, именно там были заключены минские соглашения. Может ли Александр Лукашенко, который занимает довольно неоднозначную позицию: он не признает так называемые «ДНР» и «ЛНР», вообще считает Донецкую и Луганскую области частью Украины, как будто бы встает на позицию Петра Порошенко, в то же время другими высказываниями демонстрирует какую-то близость к позиции Москвы. На чьей стороне он? И могут ли это разногласия экономические каким-то образом его позицию в ту или иную сторону укрепить?

Шеремет: Белорусский президент всегда был на стороне тех, у кого сила, у кого деньги. Сейчас он всем сестрам раздает по серьгам и каждым партнерам говорит то, что они хотят от него услышать. Украинцам он говорит о дружбе с Украиной, Москве он говорит о том, что полностью поддерживает российскую политику, Западу он предстает в роли миротворца. Конечно, сейчас Запад несколько изменил тональность разговоров с Минском. Недавно там были высокопоставленные европейские политики с политической миссией, они пытаются наладить контакты. Но все понимают, что Лукашенко настолько тесно привязан к России, в первую очередь экономически, что от него ждать каких-то кардинальных перемен невозможно.

В следующем году у Лукашенко выборы, президентские выборы, и он понимает, что без серьезных финансовых вливаний тяжело будет удерживать власть. И он, в первую очередь, опасается, что если в результате конфликта между Западом и Востоком Россия экономически сильно провалится и не сможет его спонсировать так, как она спонсировала все предыдущие годы, то ему нужно подстраховаться, получить какие-то финансовые гарантии или политическую поддержку в Европе. Поэтому он так сейчас мечется между Брюсселем и Москвой. До сих пор это ему давало определенные бонусы, но теперь делать это все сложнее и сложнее, потому что мы видим такой цивилизационный разрыв между Западом и Востоком из-за войны в Украине, и Лукашенко просто так на словах уже никто не верит. От него требуют освобождения политзаключенных, там человек 15 сидит еще с прошлых президентских выборов, и Москва жестко его держит за горло.

А вот эти все споры вокруг пропаганды – они ситуационные, я думаю, что тоже это элемент торга. Лукашенко при этом усиливает совместно с Россией таможенный контроль на границе, но требует в обмен на то, что он перестанет заниматься контрабандой, какой-то еще финансовой поддержки. Вот такая у него хитрая, замысловатая игра или торг, в котором он мастер. 

Фото: Коммерсантъ

Другие выпуски