Людмила Алексеева о финансировании МХГ: не ожидала, что мы соберем так много денег

11/12/2012 - 21:39 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Московская Хельсинская Группа – старейшая правозащитная организация в нашей стране – собрала достаточно денег для своей работы на весь следующий год.

С просьбой к согражданам помочь деньгами правозащитники обратились после принятия закона о Некоммерческих организациях, который обязывает их называть себя иностранными агентами, если эти организации получают финансирование из за рубежа. У нас в студии глава Московской Хельсинской Группы Людмила Алексеева.

Писпанен: За какой срок вы собрали такое количество денег? Не придется ли урезать все программы?

Алексеева: Неожиданно совершенно, буквально за две недели. Две недели назад мы опубликовали просьбу, что мы просим помочь Московской Хельсинской Группе в сохранении организации. Я не ожидала, что будет такой отклик. Мы за эти две недели собрали 2,5 миллиона рублей.

Писпанен: Еще же Прохоров обещал миллион.

Алексеева: Это считая с Прохоровым.

Писпанен: А раньше как было? С миру по нитке, по 100 рублей, или были большие суммы?

Алексеева: Там были и совсем маленькие, и приличные. Но были очень трогательные, например, театр «К нам» даст нам благотворительный спектакль в пользу Московской Хельсинской Группы в воскресенье. Думаю, что за театр, лезу в интернет. Это театр в Комсомольске-на-Амуре. Пишет один человек, отрекомендовал себя как «полунищего пенсионера». Судя по тому, что он живет в деревне Липецкой области, я думаю, что он правильно охарактеризовал свое материальное положение. «Тем не менее, я хочу помочь». Конечно, это маленький взнос. Но такой маленький взнос от такого человека не менее дорог, чем от Михаила Прохорова, которому я тоже очень благодарна, потому что мы знаем, что у нас нет независимого бизнеса. Когда бизнесмен помогает МХГ, он не знает, что будет с его бизнесом. Поэтому я считаю поступок Михаила Прохорова мужественным. Мне его советник сказал обратиться. Я сказала, не буду, мне неловко ставить человека в положение, когда из-за того, что он не может рисковать бизнесом, ему придется мне отказывать, и он будет чувствовать себя неудобно. Он говорит, сам обращусь. Потом звонит и говорит, вам пошел чек. Опять же я из деликатности не спрашивала, сколько. Звонит мне мой директор, офигеть можно, миллион прислал. Вчера у нас вообще был потрясающий день – день прав человека, мы выдавали премии МХГ, после этого Юрий Шевчук дал благотворительный концерт. Мы не продавали билеты, мы раздавали пригласительные друзьям, коллегам и поставили урну, кто сколько может. Тоже собрали. В общей сложности 2,5 миллиона. На год хватит.

Писпанен: Что еще хорошо, что помимо того, что кто-то дает побольше, кто-то поменьше, меня поражает еще география людей, которые, оказывается, знаю про МХГ и готовы ей помочь и в Липецкой области, и в Комсомольске.

Алексеева: МХГ знают во всем мире, не только в Комсмольске-на-Амуре.

Писпанен: Во всем мире могут знать, а в России как раз нет.

Алексеева: В частности, мне на ЖЖ пришел вопрос, можно ли из Канады послать. Я написала, если вы российский гражданин, мы можем только российские деньги получать. Не пришел взнос, значит, не российский гражданин хотел пожертвовать. На известность мы не жалуемся, мы жаловались на безденежье. Теперь я надеюсь на наших сограждан. Обществ изменилось. 4 года назад мы попытались, у нас было желание жить не на зарубежные деньги, а на отечественные, мы попытались в интернете собирать деньги. Я спрашиваю своего исполнительного директора, насколько успешная кампания. Он говорит, очень успешная, мы вернули все средства, которые мы затратили на эту кампанию. Это 4 года назад. А сейчас за две недели… Московская Хельсинская Группа какая была, такая и осталась. Это общество изменилось.

Другие выпуски