Кут-сур эйгэтигэр дьоhуннара. Важнейшее из искусств. Как в Якутии построили свой Болливуд

12/12/2013 - 18:55 (по МСК) Когершын Сагиева

Якутский кинематограф как чудо, способ самовыражения и прибыльный бизнес. 

Георгий Николаев, арт-директор кинотеатра «Лена»: У нас, кстати, на российские фильмы очень плохо идут, очень плохо, все эти последние комедии, на них не ходят, мы даже Горько не показывали.

Здесь вряд ли посмотрят третью часть популярной комедии «Ёлки». Кино из федерального центра здесь не понимают: и язык, и юмор как чужие. Зато каждый месяц выходит якутский бестселлер.

Георгий Николаев, арт-директор кинотеатра «Лена»: Это стоит очередь за билетами на новую молодежную комедию «Эрчим и Ким».
Комедия «Эрчим и Ким» - главная премьера декабря: два молодых человека весь фильм разъезжают по городу на чужом «Хаммере» и знакомятся с девушками. Всё просто, но продюсеры уверенны,  фильм посмотрят лучше, чем «Хоббит». Новую комедию выпустил самый успешный якутский продакшн – ДетСаТ. Аббревиатура расшифровывается, как «Дети Саха Театра». Саха театр для Якутии - это одновременно МХАТ, Гоголь-центр и центр якутской киноиндустрии 

Андрей Борисов, министр культуры и духовного развития республики Саха: Вот кто из вас не снимался в кино? Поднимите руки. Только двое не снимались! А в Саха театре, где сейчас идет репетиция, они все играют в кино. Вот только сейчас была премьера, вон там Еркен Егоров, продюсер этого фильма, он играет молодого Чингисхана.

Продюсера ДетСаТа Алексея здесь еще называют Еркен. Он, как и остальные в Саха театре, отучился в Театральном институте имени Щепкина. После возвращения из Москвы выпускники «Щепки», сначала организовали местный «Камеди клаб», а потом решили снимать передачу на национальном телевидении.

Алексей Егоров, продюсер комедии «Эрчим и Ким»: Изначально мы делали концерты, а потом, мы стали делать передачу на НВК Саха, после мы слепили из него кино, и это был наш первый фильм, «Кэскил» он назывался.

По трилогии о маменькином сынке Кэскиле можно проследить как при минимальном бюджете эволюционирует качество якутских комедий - от одной простой камеры до нескольких фотоаппаратов.

Алексей Егоров, продюсер комедии «Эрчим и Ким»: Наш самый рекорд - это «Кэскил-3». Нас посмотрело 50 или 60 тысяч, нас очень много людей посмотрело. Мы стали лучшими в этом году, и лучше голливудских, и этих, которые прокатывались у нас в республике.

Георгий Николаев, арт-директор кинотеатра «Лена»: Можем в операторскую сходить, посмотреть сердце нашего кинотеатра! Вот наш новый проектор, а эти остались без работы. Якутские фильмы выходят в формате DCP. Раньше с DVD показывали, и для нас каждый сеанс был стресс: фильмы прыгали. Но теперь ребята делают в этом формате, и изображение качественное, звук хороший.

Говорят, что кинобум в Якутии начался в 2005 году, когда министр культуры республики, режиссер Саха театра и обладатель «Золотой маски» Андрей Борисов решил экранизировать спектакль «По велению Чингисхана».

Андрей Борисов, министр культуры и духовного развития республики Саха: То, что нам в то время и правительство, и президент дали деньги, ведь мы взялись ни за что-нибудь, а за Чингисхана! Это 300 человек всадников, это костюмы, мы тогда закупили цифровую аппаратуру. А главное, в этом фильме захотели участвовать, когда услышали про деньги, московские режиссеры, но я сказал, что должны наши все делать. Мы еще даже ничего не умели... я даже говорил: «Убрать хлопушку, мешает!».

В «Чингисхане» снялись чуть ли не все актеры Саха театра, в массовке играли несколько улусов в полном составе. «Чингисхан» снимала буквально вся республика - от дворников до министров. 

Айсен Николаев, мэр г.Якутск: К сожалению, у нас «Чингисхан» не получился. Я, кстати, с самого начала был участником организации процесса, и я считаю, что он не получился из-за того, что вмешались московские продюсеры. Может, мы зря пошли на поводу, но та духовная составляющая сократилась, а появился чисто экшн, фильм много потерял.

Потратили 10 млн долл., заработали чуть больше миллиона. Фильм провалился в прокате, но зато заставил поверить в то, что якуты тоже могут снимать кино!

Андрей Борисов, министр культуры и духовного развития республики Саха: Один молодой человек, он пришел к нам из МЧС, а к нам он пришел гримером, сейчас он режиссером стал, не говоря уже о тех ребятах, кто имел кино- и театральное образование. А самое главное, наши ребята, кто на кинооператоров в Москве учились, для них вдруг работа появилась, они стали наращивать мышцы.

Георгий Николаев, арт-директор кинотеатра «Лена»: Мы поняли, что драмы у нас очень хорошо идут. Вот недавно у нас была премьера «Крик чайки». Мы ставили даже дополнительные показы днем, и народ все равно шел. Он один из самых кассовых фильмов этого года.

Продюсер «Крика Чайки» Толя везет нас за реку в улус Майя - это по льду 12 км, потом еще 30. Там  отшельником живет режиссер фильма. По дороге мы много говорим о кино. По версии Толи, бум начался намного раньше, чем Борисов снял «Чингисхана».

Анатолий Кириллин,  продюсер: Техника дошла до того уровня, что люди как бы разжимаются, и у них творчество поперло!  Каждый считает себя режиссером, каждый начинает кино снимать, даже дети начинают кино снимать.

Мы подъезжаем к Майе. Толя знакомит нас с местным Такеши Китано Аркадием Новиковым. Со своим народным театром актер объехал каждый улус в республике. В 90-ых с появлением видеокамер Новиков начал снимать смешные короткометражки: сам  режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. До сих пор в прокате диски с его фильмами разных лет бьют рекорды продаж. Сделать фильм с Аркадием Новиковым - это коммерческий ход.

Продюсеры понимали: его в республике обожают, и фильм  обязательно принесет доход.

Аркадий Новиков, режиссер, актер: Это шкура медведя, ее мне подарили поклонники! 

«Крик чайки» - это уже 26 фильм Аркадия, но в первый раз он взялся за мистическую драму, и в первый раз что-то заработал. Снимали на свои деньги. При бюджете в 600 тыс. рублей в прокате фильм собрал 3 миллиона. 

Аркадий Новиков, режиссер, актер: Технически я уже выше стою! Это хорошая фотокамера Mark III, вот. Это мой корефан Анатолий Кириллин, он все умеет! Все сварит! Все-Все! Слайдер он сам сделал. Еще мы подводную съемку там снимали и заказывали маленький самолетик и сверху снимали.
Из 3-х заработанных миллионов 50% досталось кинотеатрам, но 1,5 себе. Этого хватит на новую картину. Плюс, по улусам разойдутся DVD. Кино может быть прибыльным бизнесом, говорит Толя. Сейчас в Якутии при поддержке правительства республики в каждой деревне открывается киноклуб.
Анатолий Кириллин, продюсер: В принципе можно работать, если так дальше пойдет, просто надо хороший фильм сделать. Зритель становится знающим, понимающим, и мы планку себе повышаем.

Никита Аржаков, главный режиссер кинокомпании «Сахафильм»: Надо уважать своего зрителя, я могу эти поделки простые, я могу и на сотовый снять, я могу и без света, никто не почувствует этого, в основном так и снимают.

По количеству режиссёров Якутия приближается к Нью-Йорку: в каждом из 30 улусов есть свой Таратино. Но из десятков фильмов, которые снимают каждый год в Якутии, по международным фестивалям ездят пока только фильмы главного режиссера студии «Сахафильм» Никиты Аржакова.

Никита Аржаков, главный режиссер кинокомпании «Сахафильм»: Вы понимаете, вот мы начинали… Я не буду хвастаться, но самые крупные фильмы - это мои картины, которые на фестивалях получали призы.

Студию «Сахафильм» создал своим указом в 1992 году первый президент республики Михаил Николаев. Тогда Аржаков и стал снимать, зазывая друзей возвращаться из Москвы обратно. С тех пор его фильмы успели проехать по французским фестивалям, а сам Никита Аржаков успел превратиться в местного Никиту Михалкова, который свысока смотрит на любительский кинобум среди якутов.

Евгений Павлов, режиссер: Многие, я знаю, подбирают актеров так: «Иди-ка сюда. Завтра приходи на съемки кино, завтра в 7 часов» – «А кого я должен там играть?» – «Того-то, а делать нужно то-то». Первый мой фильм так выходил.

Женя – режиссер-самоучка. Местные журналисты постоянно ругают его за качество, но у него есть свой зритель - это те, кто любит ужасы и мистику.
Женя, режиссер: Это близко к мифологии нашего народа, это народные предания. Не секрет, что у нас в народе шепотом говорят о шаманизме… Где-то присутствует эта тема, мрачные сюжеты.

Еще один подопечный Толи и его напарника Нюргуна - Миша Лукачевский, кинорежиссер, окончивший Институт кино и телевидения в Питере, снимает арт-хаус, работает только с профессиональными актерами. Как-то раз доставал пленочное оборудование, хранящее на «Сахафильме».
Михаил Лукачевский, режиссер: У меня был опыт, мы снимали короткометражку и получили приз. И мне понравилась такая работа, там уже отношение, цифра еще не дошла до такого уровня.

Георгий Николаев, арт-директор кинотеатра «Лена»: И что удивительно, в якутских фильмах ведь нет супер-героев, это все обычные люди, знакомые, возможно с соседнего дома, и народ эти фильмы принял.

Народ эти фильмы сначала снял. Здесь каждый второй так или иначе задействован в съёмочном процессе в качестве актёра, режиссёра или осветителя. Получается, сами снимают, а потом сами же смотрят, объясняя через кино самих себя и не притворяясь, что советская пропаганда сделала их русскими.

Другие выпуски