Кто его посадит? Он же Сердюков. Дело экс-министра буксует из-за Путина

02/09/2013 - 21:16 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Знаменитая «дача зятя Сердюкова» в Астраханской области сменила владельца. Зять бывшего министра обороны Валерий Пузиков передал ее военному ведомству, – пишет газета «Коммерсант». Все это – только один эпизод из дела «Оборонсервиса», связанного с хищениями в Министерстве.

Напомним, осенью прошлого года Анатолий Сердюков ушел в отставку после того, как стало известно об этих махинациях. Однако теперь эксперты отмечают, что вопросов у следствия к бывшему министру и его подчиненным становится все меньше и меньше. И эпизод с «дачей зятя Сердюкова», кажется, как раз такой случай. Какое место в судьбе Анатолия Сердюкова занимала эта база отдыха в Астраханской области – вспоминала моя коллега Ульяна Малашенко.

 Элитную базу отдыха «Житное» стоимостью 150 миллионов рублей зять бывшего министра обороны Валерий Пузиков отдал военному ведомству БЕЗВОЗМЕЗДНО, отмечают источники «Коммерсанта». Когда, где и при каких обстоятельствах были подписаны документы о передаче базы отдыха – остается загадкой. Но это было бы любопытно узнать, ведь именно из за этого актива в начале января Пузиков стал фигурантом уголовного дела, а потом – во всяком случае, как писали СМИ, и вовсе якобы уехал из страны, опасаясь попасть за решетку.  Теперь, как предполагают источники «Коммерсанта», уголовное дело по этому эпизоду, вероятно, будет закрыто. «Событие осталось, но состав преступления в связи с фактическим погашением нанесенного государству материального ущерба ИСЧЕЗ», говорят собеседники издания. Мы решили узнать у юристов, можно ли закрыть уголовное дело с формулировкой «ИСЧЕЗНОВЕНИЕ состава преступления». Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев считает эту ситуацию, мягко говоря, странной.

Андрей Князев, адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»: Если вернули что-то, это может служить смягчающим обстоятельством. Но если вор украл, а после его поймали, а он вернул кошелек женщине, у которой украл, или взяточник взял взятку и потом эту взятку вернул, это совсем не значит, что он невиноват. В любом случае, возвращение, по крайней мере, по закону Российской Федерации, никак не влияет на отсутствие или наличие состава преступления.

База отдыха «Житное» расположена в дельте Волги. Ее основными владельцами были зять Сердюкова Валерий Пузиков и коммерсант Артур Позов. Однако благоустройством базы отдыха, по данным следствия, занимались не только они, но и, например, солдаты-срочники. Служащие инженерного батальона Минобороны  прокладывали асфальтовую дорогу к «Житному» от ближайшего села, а озеленением базы целый месяц занимался взвод технического персонала из полка дальней авиации. По словам свидетелей, Анатолий Сердюков летал над базой на военном вертолете и ЛИЧНО проверял, насколько качественно выполняются работы. Потом, как писали СМИ, бывший министр обороны приезжал туда в компании высокопоставленных друзей, среди которых однажды оказались даже первые лица государства – Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Сам Сердюков объяснял использование труда солдатов-срочников  заботой об отдыхе зенитчиков. Якобы в обмен на строительство дороги владельцы базы – то есть  зять Сердюкова и его парнер – обещали выдать льготные путевки военнослужащим из войск ПВО с полигона Ашулук. К слову, теперь Сердюков изменил показания и говорит, что база ИЗНАЧАЛЬНО строилась для отдыха военнослужащих. До сегодняшнего дня  все произошедшее в Главном военном следственном управлении считали злоупотреблением должностными полномочиями. Впрочем, сам Анатолий Сердюков проходил по делу только свидетелем и заявлял на допросах о своей непричастности к злоупотреблениям.  У элиты нет единого мнения о судьбе дела «Оборонсервиса» и лично Сердюкова, и в предвыборный период никаких решений на этот счет ждать не стоит, отмечает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин.

Игорь Бунин, гендиректор Центра политических технологий: Во время выборов все должно быть тихо и спокойно. С самого начала была очень жесткая дилемма. У части элиты было желание посадить Сердюкова, устроить громкое дело. Следственный комитет почувствовал кровь. Чтобы рейтинг Путина поднялся, нужна была жертва. Такой жертвой стал бывший министр обороны. Другая часть элиты считала, что это очень рискованно и опасно, потому что это подставляет всю элиту под удар, и лучше всего все это успокоить. Наказать стрелочников, но в принципе успокоить.

Скорее всего, у этой громкой истории будет тихий и незаметный финал, считает политолог Андрей Пионтковский.

Андрей Пионтковский, политолог: Это тот редкий случай, когда решение было навязано Путину, оно ему совершенно невыгодно. Если нужно было удалить Сердюкова, это можно было элегантно сделать во время формирования медведевского кабинета без всякого скандала. Понятно, что Сердюков подчинялся одному человеку – верховному главнокомандующему, он отвечает за все, что натворил или не натворил Сердюков на своем посту. Кроме того, Путин никогда не сдавал людей из своего ближнего круга. Путин Сердюкова не сдаст.

В декабре прошлого года во время «Прямой линии» журналисты спросили у Владимира Путина о деле «Оборонсервиса» и судьбе близкой подруги Сердюкова, бывшего начальника департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, которую подозревают в мошенничестве. В ответ президент сказал, что все это – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ преступление.

Владимир Путин, президент России: вы же представляете все-таки либеральный спектр нашего общества. Вот вы сейчас сказали про Васильеву, которая под домашним арестом находится. Совсем недавно я от представителей вашей среды слышал совсем другие речи: разве можно за экономические преступления сажать в тюрьму? Вы будьте тогда последовательными, пожалуйста.

Совсем недавно, в конце августа, стало известно, что Главная военная прокуратура,  обнаружив, что Министерство обороны незаконно продавало лес в Подмосковье, решило не передавать материалы в Следственный комитет, хотя теоретически это мог бы быть еще один эпизод в деле "Оборонсервиса". А еще раньше следствие само не нашло основания для того, чтобы перевести бывшего министра из свидетелей в подозреваемые. Сейчас, как мы видим, эксперты сходятся в том, что, скорее всего, за все ответят второстепенные фигуры. Кстати, источники «Коммерсанта» сообщают, что на последних допросах Анатолий Сердюков уже начал улыбаться и даже шутит со следователями.

Другие выпуски