Крымские татары не признают присоединения к России. Итоги разговора Мустафы Джемилева с Владимиром Путиным

12/03/2014 - 21:46 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева

До крымского референдума остаётся 4 дня. Аккредитация для прессы открыта, хотя неизвестно, насколько легко в эти дни будет попасть на полуостров: последнее время крымчане не жалуют журналистов. Нашего корреспондента позавчера в Крым просто не пустили.

В Москву сегодня беспрепятственно смог приехать представитель Крыма – бывший глава меджлиса, лидер крымских татар Мустафа Джемилев. Официально – по приглашению бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Неофициально – Путина. И несмотря на то, что пресс‑секретарь президента Дмитрий Песков отказывался комментировать эту информацию, беседа с Путиным всё же состоялась. Сразу после этого наш коллега Тимур Олевский обсудил с лидером крымских татар будущее Крыма.

Олевский: С Мустафой Джемилевым я поговорил уже перед его вылетом в Симферополь, когда он вернулся ненадолго в свой номер в гостинице «Украина». Он рассказал, что пригласил его в Россию Минтимер Шаймиев, и там по телефону связал лидера крымских татар с Владимиром Путиным. Разговор длился примерно полчаса. Путина интересовал вопрос проведения референдума в Крыму. По словам Мустафы Джемилева, результат голосования уже определен. Сам экс-глава меджлиса сказал Путину, что «в Крыму не от кого защищать русское население, потому что угрозы преувеличены российскими средствами массовой информации, а крымские татары исходят из тех позиций, что Крым остается неделимой частью Украины».

И вот что Путин ему ответил.

Мустафа Джемилев, экс-глава меджлиса крымских татар: Но что мне понравилось в ответах Путина, когда я сказал свою точку зрения, что мы категорически против пересмотра границ и отстаиваем целостность нашей страны, он сказал: «Другого я от вас и не ожидал. Любой порядочный человек, а я вас считаю очень порядочным человеком, я знаю ваш жизненный путь, вы, конечно, должны отстаивать именно такую точку зрения. Но опять-таки, давайте подождем волеизъявления народа 16 марта».

Конечно, разговор зашел и об угрозах крымским татарам, по сути, Джемилев признал, что может получиться ситуация, когда он и люди, считающие его лидером нации, будут жить по украинским законам, в то время когда Крым уже будет существовать по законам России. Тут, конечно, нельзя не вспомнить выступление Рамзана Кадырова, который уже отметил, что «среди крымских татар есть шайтаны», и даже появились флаги Аль-Каиды. Не в Крыму.

Мустафа Джемилев, экс-глава меджлиса крымских татар: Например, было еще заявление, что якобы он встречался с лидерами крымских татар и договорился с ними, что они не будут вмешиваться. Никто с ним не встречался. Каких он имеет в виду лидеров? Он говорит то, что ему в голову взбредет. Но есть информация о том, что чеченский батальон «Восток» вошел в Крым. Мне даже рассказывали о том, что будто бы видели некоторых бородачей чеченской национальности в какой-то компании, несмотря на то, что бородачи пили водку. Но это другое дело. Но эти разговоры о том, что, дескать, пришли какие-то головорезы-чеченцы, они будут строго карать, кто действует не так, как нужно действовать, это имеет нехороший резонанс, потому что сразу с нами начали связываться представители чеченской диаспоры, сказали: «Ну, давайте мы приедем в Крым разбираться с так называемыми чеченцами, у нас с ними есть разговор». Я бы не хотел посылать к нам такие отряды, которые действительно могут спровоцировать какие-то конфликты. Эти разборки между какими-то кланами пусть лучше проводят за пределами нашего Крыма.

Турецкие крымские татары должны стать связующим звеном между крымскими татарами и Россией.  На референдуме татары голосованию мешать не будут, «хотя сказать за всех мы не можем», отметил Джемилев, при этом рассказал, как Владимир Путин гарантировал им безопасность.

Мустафа Джемилев, экс-глава меджлиса крымских татар: У меня создалось впечатление, что Путин говорил о целесообразности того, чтобы мы, по крайней мере, соблюдали нейтралитет. Такого слова, правда, употреблено не было. Чтобы не было провокаций. Я ему твердо сказал, что провокаций с нашей стороны не будет, и мы очень заинтересованы в том, чтобы не было там кровопролитий. Мы не собираемся там воевать, но мы будем действовать строго в соответствии с решением нашего руководства, руководства Украины. Не исключается, что могут быть какие-то беззакония в отношении крымских татар и потом могут возникнуть такие события, которые будет трудно остановить. На это Путин сказал: «Пусть только попробуют».

 На эту тему территориальной целостности Украины Путин затронул такой вопрос, что самопровозглашение независимой Украины не совсем соответствовало советским нормам, предусматривающим процедуру выхода из состава СССР. «Вот такая позиция», подчеркнул Джемилев.

Другие выпуски