Кремлевские деньги пока раздали хрюшам, осенью Элла Памфилова обещает дать и «несистемным» НКО

26/08/2013 - 22:11 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута
Кремль распределил миллионы. Сегодня прошли последние конкурсные комиссии на получение президентских грантов для некоммерческих организаций, имена всех победителей еще неизвестны, но некоторые уже точно знают, что смогут потратить бюджетные деньги.

По слухам, среди грантополучателей будут даже организации, которые получали помощь из‑за рубежа, но отказались называться «иностранными агентами». На что уйдут миллиарды рублей и кто за это в ответе – выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Результаты конкурса на получение президентских грантов будут опубликованы только в среду, поэтому интрига сохраняется, но кое-какие слухи о победителях уже доносятся. В этом году за конкурсом приходится следить особенно пристально. Ведь именно в этом году начал действовать закон, который обязал институты гражданского общества, которые, по мнению властей, занимаются политикой и получают деньги из-за рубежа, регистрироваться как иностранным агентам. Многие известные правозащитники встретили эту норму с обидой и просто отказались либо от позорного названия, либо от иностранных денег в ущерб своим интересам. А тут еще и президент Владимир Путин летом на «Селигере» сообщил, что правозащитные организации могут рассчитывать на его гранты. 

На гранты для некоммерческих организаций в этом году выделили почти 2, 5 миллиарда рублей, за все время существования президентских грантов это самая большая сумма. Конкурс проводится с 2006 года. Как будто Кремль решил возместить потери из-за отказа НКО от иностранных денег. Кстати, среди грантооператоров, то есть организаций, определяющих кому дать деньги, появились новички. Среди них Российский союз молодежи. Его руководитель Павел Красноруцкий рассказал, кто отпразднует победу  в эту среду.

Павел Красноруцкий, глава Российского союза молодежи: Та организация, которая получила больше всего денег, это такой большой сетевой проект, в который вовлечены все субъекты, и этот проект будет заканчиваться большой такой конференцией, с большим количеством участников. У нас был один проект, мы его отклонили, проект по созданию спутника, который хотели запустить в космос, там больше 20 млн. рублей было, но экспертный совет его в самом начале немножко зарубил. У нас это было выстроено в следующем порядке. Сначала каждую заявку смотрели два эксперта, после этого рекомендации экспертов были вынесены на конкурсную комиссию, и после этого конкурсная комиссия уже определялась с победителями.

Я, кстати, изучил список заявок в конкурсный комитет Союза молодежи, чтобы угадать, что это за победитель общероссийский такой. Кроме заявки от Академии российского телевидения, на школу ТЭФИ, нашел там молодежный форум Евразийского экономического союза и форум профсоюзов "Стратегия 2014". Депутату Валерию Трапезникову – эксперту конкурсной комиссии Российского союза молодежи такое должно было понравиться. От «Селигера» в числе соискателей грантов нет.

Состав операторов конкурса, организаций, которые распределяют средства, изменился очень интересно. Три организации, которые возглавляют люди, близкие Владиславу Суркову, выделять деньги для НКО больше не будут. В этом году деньги доверили распределять организациям, которые можно отнести к сфере влияния нынешнего куратора внутренней политики администрации президента Вячеслава Володина. К примеру, Институт социально-экономических и политических исследований возглавляет один из его бывших коллег Дмитрий Бадовский. Институт проблем гражданского общества – это организация при Общероссийском народном фронте. Неясно, кого выбрала победителями Лига Здоровья Нации.

Что известно о победителях на сегодня? С большой долей вероятности какие-то бюджетные деньги получит Московская Хельсинская группа во главе с известной правозащитницей Людмилой Алексеевой, Кроме нее деньги выделили поисковикам, движению «Хрюши против» - они специализируются на защите прав потребителей, и организации "Стоп хам".

Уже точно деньги выделили двум региональным отделениям «Мемориала», Ивановскому и Тульскому, который возглавляет заслуженный правозащитник Сергей Щеглов, они выпускают книги памяти и занимаются возвращением имен, историческими исследованиями. Суммы они просили небольшие -  полмиллиона рублей и триста тысяч соответственно. При этом большой «Мемориал» московские гранты не получил. Среди грантополучателей рекордсмен – 9,5 миллионов рублей –   Институт евразийских исследований, который получит эти средства на проект «Великая победа, добытая единством: роль народов Кавказа в освобождении блокадного Ленинграда». Глава этого фонда рассказал, как рассматривали его заявку.

Валерий Турсунов, глава Института евразийских исследований: Мы написали, честно говоря, особо не рассчитывая, что мы получим. Просто изложили эту тему. Мы еще там предлагали варианта, три варианта проведения конференций – межрегиональных и иных – но две было завернуто, а вот эта тема… Большая форма отчетности. Там очень много нужно будет собрать документов. Деньги все идут безналичным расчетом, поэтому там все прозрачно. Я сам не знаю, почему мы, хотя я, конечно, рад, что наш проект был рассмотрен и удовлетворен.

При этом в последний момент был выбран еще один седьмой оператор – движение, которым руководит Элла Памфилова. Она призвана раздать деньги несистемным правозащитникам. Тем, кто мог не понравится экспертам, которым не нравится их работа.

Элла Памфилова, глава ООД «Гражданское достоинство»: Мы обзвонили все организации правозащитные и сказали: «Используйте, пока там нам деньги выделят, пока мы будем распределять. В следующем году и так далее. Используйте возможности нынешних грантооператоров подать заявки и, в общем-то, у них можно получить. Под хороший проект организация может получить грант. Есть вероятность, что не только вот эти 500 млн., которые на будущий год предусмотрены, есть вероятность, что сейчас готовится решение, что еще и в конце этого года именно на правозащитные организации какие-то деньги будут выделены.

Интересное замечание сделал Павел Чиков из «Агоры»: брать государственные деньги опасно, это может стать рычагом давления на НКО.

Другие выпуски