«Красный крест» – Дождю: гуманитарная помощь от России Украине через нас возможна только на наших условиях. И почему в Киеве боятся «гуманитарного» вторжения

10/08/2014 - 21:26 (по МСК) Карина Орлова

Россия ведет переговоры об отправке гуманитарной помощи в Луганскую и Донецкую области. Глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Москва договаривается с украинской стороной, с Международным Комитетом «Красного Креста» и международными гуманитарными организациями системы ООН.

Однако эту информацию сегодня опровергли все заинтересованные стороны. О том, на какой стадии переговоры – Игорь Севрюгин.

Севрюгин: В ночь на субботу «по направлению к украинской границе двигался огромный конвой, который сопровождался военными и техникой Российской Федерации», – сообщил замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый. «Готовилась очень серьезная провокация со стороны Российской Федерации, которая должна была уже сегодня ночью привести к непредсказуемым событиям и эскалации», – сказал Чалый. И сегодня на это заявление Украины последовал ответ от министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

«В Луганске нет электричества и воды, а в больницах не хватает лекарств, сказал Лавров. – Все это – острейшая гуманитарная ситуация. Я обсуждал ее последние день‑два и с министром иностранных  дел Украины, с госсекретарем США, с министром иностранных дел Великобритании,   и с руководителем Международного «Красного Креста», и с другими коллегами», – заявил Лавров. И добавил, что вопрос находится на контроле президента Владимира Путина.

Штаб‑квартира международной организации «Красный Крест» опровергла утверждения российской власти о том, что военный конвой, который якобы вез «гуманитарную помощь» в Украину в ночь с пятницы, 8 августа, на субботу, 9 августа, через границу, был согласован с ней. Дождю прокомментировали это в штаб‑квартире международной организации «Красный Крест».

Согласно международному праву, направление гуманитарных грузов предусматривает обращение от Украины как принимающего государства. Также необходимо согласовать перечень предметов помощи, которые должны быть доставлены исключительно каналами ООН и через Международный Комитет «Красного Креста». Делаться это должно без какого‑либо военного сопровождения.

Ранее Петр Порошенко, по итогам субботних переговоров с Ангелой Меркель, заявил, что Киев готов принять гуманитарную миссию, если она будет международной, без военного сопровождения и если помощь поступит через контролируемые властями страны КПП в сопровождении украинских военных. Также украинский президент провел переговоры с президентом Международного комитета Красного Креста о возможности направления гуманитарной миссии в Луганск. Об аналогичных переговорах с российской стороной ничего не сообщалось до сегодняшнего заявления Сергея Лаврова.

Ранее сегодня Белый Дом выпустил официальное заявление по итогам телефонных переговоров Барака Обамы и Ангелы Меркель, в котором говорится, что любое российское вторжение на Украину, даже с «гуманитарными» целями, недопустимо без формального, четко выраженного согласия и одобрения украинского правительства.

Несколько дней назад о том, что угроза российской интервенции на территорию Украины выросла в несколько раз заявил премьер‑министр Польши Дональд Туск. Затем НАТО в своем заявлении выразило опасения в том, что Россия может ввести в Украину войска под предлогом гуманитарной или миротворческой миссии. Предложение России об отправке гуманитарной миссии на восток Украины было отвергнуто Совбезом ООН. «На Украине срочную помощь должны оказывать международные гуманитарные организации, которые обладают профессионализмом, опытом и независимостью. Ее не должна оказывать Россия», – заявила постпред США при ООН Саманта Пауэр. Так что пока, как видим, стороны не договорились о поставке гуманитарного груза из России на территорию Украины.

О возможных провокациях на границе мы говорили с советником министра МВД Украины Антоном Геращенко.

Орлова: Антон, я не знаю, насколько это в вашей компетенции, в компетенции МВД, тем не менее. Ведутся ли переговоры о помощи гуманитарной со стороны России Украины, востоку Украины?

Геращенко: Такие переговоры ведутся – о том, чтобы «Красный крест» и другие организации могли привозить свою помощь через пункты прохода через границу в других областях.

Орлова: А то, что сегодня заявил Сергей Лавров о том, что переговоры ведутся и с международным «Красным крестом», и как из его заявления следует, что с украинской стороной тоже, с властями Украины. Это действительно так? И готова ли Украина принять помощь непосредственно от России, напрямую?

Геращенко: На сегодняшний момент этот вопрос окончательно еще не решен, потому что мы расцениваем это в Украине как военно-политический шаг, а не как шаг милосердия. Вы знаете, что несколько лет назад Россия заявляла, что она хочет в одностороннем порядке перейти через границу, перевести благотворительную помощь в сопровождении неких миротворческих сил, это мы расценивали как акт вторжения. В этом вопросе нас поддержали страны Европы и США. Украина за оказание благотворительной помощи, если это будет искренне, если не будет некой военно-политической акцию.

Орлова: А что касается провокации, о которой заявила администрация президента Петра Порошенко, о том, что в ночь на субботу российские военные под видом гуманитарной миссии попытались проникнуть на территорию Украины? Это действительно ли так? Что там было, и был ли гуманитарный груз? Может быть, это действительно была гуманитарная помощь в сопровождении российских военных?

Геращенко: По той информации, которая есть у меня, планировалась очередная провокация с участием Федеральной службы безопасности, главного разведывательного управления на территорию Украины без прохождения таможенного контроля, то есть через территорию, которая контролируется сепаратистами. 

Другие выпуски